Агрессия детей: её причины и предупреждения

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Какой бывает агрессия маленького дошкольника?

Это может быть физическая агрессия или психологическая, вербальная. Проявить физическую агрессию ребенок может по отношению к взрослым (кусать их, царапать, бить) или к посторонним вещам. Например, ребенок рвет и комкает книги, папины вещи, разбрасывает мамины украшения. Иногда физическая агрессия ребенка дошкольного возраста проявляется как пиромания – ребенок поджигает что-нибудь без всякой цели, чтобы просто посмотреть на красивое пламя. Это — признаки скрытого или явного невротизма.

Когда физическая агрессия ребенка ко взрослым совпадает с агрессией к вещам, он может бросать вещи и собственные игрушки во взрослых.

А еще агрессия дошкольника проявляется как вербальная. Тогда они оскорбляют взрослых, кричат на них, дразнят их. Это – желание чувствовать себя сильными и иметь возможность воздействовать на взрослых путем давления. Ребенок может употреблять ругательства даже не понимая, что они обозначают.

Формирование способности к эмпатии

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессив­ных же детей чаще всего не волнуют страдания окружаю­щих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Взрослым, работающим с агрессивным ребен­ком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швы­ряет в гневе свои вещи можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоци­ональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, ко­торый и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком слу­чае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны». Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для диалога.

Как не подавить волю ребенка

Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ре­бенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам. Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба. Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.

Также в разделе

Игромания: Пустые мечты о выигрыше Почему азартные игроки считают, что выиграют много? Нандо Пелучи, кандидат наук, говорит, что мы ставим на кон все, ради попытки сорвать джекпот.
«Еще одно…
Деперсонализация Деперсонализация (деперсонализационный синдром) — один из видов расстройств самосознания, определение и симптомы которого до сих пор являются спорными…
Особенности задержки психического развития Задержка психического развития (ЗПР) — патологическое состояние ребенка, при котором они имеют нарушения в поведении, эмоциональной сфере, воли,…
Синдром Туретта Что такое синдром Туретта?
Синдром Туретта – это неврологическое (мозговое) состояние, которое обычно начинается в детстве. Оно является причиной того, что…
Социофобия Социофобия — это психическое расстройство, фобия перед нахождением в социуме, перед необходимостью действовать, говорить среди людей и взаимодействовать с…
Искусственные расстройства Искусственные расстройства – это состояния, при которых человек действует так, как если бы у него были физическое или психическое заболевания, в то время как…
Идиотия Идиотия — самая тяжелая из степеней олигофрении (умственной отсталости), которая может быть как врожденной, так и приобретенной. Болезнь заключается в…
Панические атаки Паническая атака — приступ тревоги и страха, который сопровождается ускоренным биением сердца, головокружением, усложненным дыханием; возможны также боли в…
Олигофрения Олигофрения — группа различных по этиологии и патогенезу заболеваний, основным проявлением которых служит врожденное или приобретенное в первые 3 года жизни…
Панический страх Панический страх называется никтофобией. Это навязчивый страх, которые следует отличать от обычных, периодически возникающих страхов, присущих всем людям….

Виды агрессии у детей

По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:

  • гетероагрессия
  • аутоагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

  • реактивное
  • спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

  • инструментальным
  • целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

  • прямым
  • косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание

Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат

Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Причины и проявления агрессии у детей

К агрессии склонны в основном дети, с которыми родители мало говорят, и в основном бьют и ставят в угол с целью наказания. наказание должно всегда отвечать поступку ребенка, его нужно сопровождать доходчивыми объяснениями, почему именно то или иное действие малыша было неуместно, причинило кому-то вред и пр.

Чтобы наказать ребенка за проступок, применяйте лишение поощрений и временный запрет игр с друзьями (нельзя выходить во двор, звонить по телефону и пр.). Психологи говорят, что агрессия детей порождается их беззащитностью. дети становятся агрессивными, чтобы защитить себя, победить страхи.

Агрессивное поведение дошкольников обычно заключается в таких действиях:

  • упрямство и неуступчивое поведение
  • крики
  • плач, рыдания
  • грубое обращение с домашними и уличными животными
  • швыряние предметов
  • ломание игрушек

Дети с 1 по 4 класс склонны проявлять негатив словами. Они ругаются, издеваются словесно над одноклассниками. Могут быть также драки. Если учитель реагирует нервно и злобно, агрессивное поведение может усилиться.

Агрессия у подростков является способом заявить о своей независимости, взрослости и силе. У тех подростков, которые в своем классе занимают лидирующие позиции или отвергаемы коллективом, агрессия проявляется более часто и ярко, чем у других. Если взрослые (родители и учителя) помогут ребенку, станут ему партнерами и будут готовы разговаривать, а не кричать и наказывать, этот кризис минет без последствий.

Наиболее агрессивны дети в таком возрасте:

  • 3-4
  • 6-7
  • 14-15

Ребенок, социализируясь, проявляет тем или иным способом агрессию, чтобы:

  • защитить свои интересы,
  • дать отпор угрозе,
  • приспособиться во взрослом мире
  • избавиться от страха и психологического дискомфорта

Почему дети проявляют агрессию?

Ребенок дошкольного возраста может проявлять агрессию во многих случаях — из-за ревности к отцу или матери, при появлении брата или сестры,  и при усвоении родительской модели поведения. Кроме того, сегодня многие дети рождаются с неврологическими нарушениями, негативно отражающимися на их поведении. Также они подвержены влиянию компьютерных игр и мультфильмов, многие из которых достаточно агрессивны.

Ребенок может обижать других детей и в попытке обратить на себя внимание взрослых.  В семьях, где мать или отец не интересуются делами ребенка, у него постепенно сформируется чувство одиночества и обиды на весь мир. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение дошкольника или младшего школьника, то к подростковому возрасту оно будет усиливаться.. Распознать признаки агрессии у дошкольников достаточно просто

Наверняка, многие могут вспомнить истории из собственного детства или детства собственного ребенка о сверстниках, которые «терроризировали» группу или класс. Маленькие агрессоры часто обзывают одногруппников или одноклассников бранными словами, бьют, отнимают игрушки и другие вещи. Педагогам и психологам сложно работать с агрессивным ребенком, поскольку к нему нужен индивидуальный подход.

Распознать признаки агрессии у дошкольников достаточно просто. Наверняка, многие могут вспомнить истории из собственного детства или детства собственного ребенка о сверстниках, которые «терроризировали» группу или класс. Маленькие агрессоры часто обзывают одногруппников или одноклассников бранными словами, бьют, отнимают игрушки и другие вещи. Педагогам и психологам сложно работать с агрессивным ребенком, поскольку к нему нужен индивидуальный подход.

Агрессия у детей разного возраста

Младенцы склонны к агрессивному поведению, если не получают быстрого удовлетворения возникающих потребностей

Дети чуть более старшего возраста агрессивны по отношению к своим братьям и сестрам, таким образом, отвоевывают любовь мамы и папы, их внимание. Когда ребенка отправляют в детский сад, он может также стать агрессивным

Может начать царапаться, драться с родителями и одногруппниками, воспитателями и т.д. Это активное проявление негативных эмоций. Но может наблюдаться и пассивная агрессия, которая выражается в кусании ногтей, отказе от игровой деятельности и обедов, в проявлениях упрямства.

Дети становятся менее агрессивными в дошкольный период. Самый сложный период приходится на два года, а максимально агрессивными малыши становятся в три годика. Если не работать с агрессией ребенка, к тринадцати годам она становится свойством характера, привычкой и, скорее всего, останется не всю жизнь.

Поведение малыша коррелирует с психологическим семейным климатом, очень многое зависит от отношений с мамой. Дети, у которых гармоничные отношения с матерью, имеют высокий уровень уверенности в себе, почти не вступают в ссоры и споры со взрослыми, имеют высокую успеваемость в школе. В случаях, когда мать не уделяет должного внимания ребенку, у малыша появляются приступы гневливости, будучи подростками и взрослыми людьми они имеют агрессивность в характере, от которой часто страдают окружающие.

Что делать, когда подросток проявляет агрессию?

Отвечать подростку агрессией на агрессию – самый разрушительный для нервов и отношений путь. Подросток живет в состоянии борьбы, ему даже это не столь затратно, как родителю. А вот родитель может дорого заплатить за неудачный метод: нервами, общим здоровьем, настроением. В первую очередь это ощутит родитель авторитарного склада: ребенка уже не перекричишь. Он сам это уже умеет делать. Поэтому подростковый период – шанс и время для родителей обдумать тот факт, что ребенок уже переходит в другую возрастную категорию и надо искать новые формы общения с ним, надо признать, что нельзя вести себя как раньше, не считаясь с ним. Если авторитарный родитель этого не признает, неприятные последствия не заставят себя ждать.

На сегодняшний день социальные психологи предлагают самые работающие способы совладания с подростковой агрессией:

  • Принять агрессию как неизбежное проявление подросткового возраста и относиться к ребенку снисходительно; перетерпеть, не скатываясь в полное подстраивание (делай что хочешь, только не кричи, не круши). Рассматривать ребенка и его вспышки на этом этапе как проявление сложного периода и относиться с сочувствием – он часто сам не ведает, что говорит и творит. Не принимать близко к сердцу все резкие слова и не строить на их основании пессимистические выводы о дальнейших отношениях и жизни подростка в целом. Понимать, что подросток разбалансирован и через десять минут будет жалеть о своей несдержанности, но внешне это не покажет. Одним словом, относиться к несдержанности и агрессии как к слабости, демонстрируемой ребенком в период болезни. 
  • Пробовать направлять агрессию, как энергию, в разные сложные виды деятельности, начиная со спорта и иностранных языков, и заканчивая ремеслами. Этот метод является и профилактическим, и терапевтическим одновременно. И надо сказать, что при общей рассеянности и незаинтересованности подростка учебой, то, что ее не касается и проводится не в школе, может вызывать интерес и вовлеченность. Метод хорошо работает в семьях, где родителям или одному родителю удалось сохранить контакт с ребенком.
  • Хорошим и эффективным способом снижения агрессии и поиска взаимопонимания с подростком является договорной метод. Прописанный на бумаге и даже когда-то заверенный третьим лицом (психологом, к примеру), где четко оговаривается предмет договора, обязанности сторон, их ответственность за нарушение. Этот способ дает подростку понимание того, что он стоит почти на одной доске с родителем, с ним считаются и спрашивают с родителей наравне с ним. 

На консультативном приеме девочка Н. четырнадцати лет, папа и мама. Обратились родители по поводу того, что Н. не общается с ними, отказывается делать уроки, ведет себя крайне враждебно, грубит, хамит, не выполняет дома своих прежних обязанностей. Усугубилась ситуация после того, как папа забрал у дочки телефон, т. к. она не расставалась с ним никогда, даже ночью, на уроках, на улице, за столом; не реагировала на обращение, жила, что называется, в телефоне. Родители видели, что развивается зависимость, и поначалу пытались уговорами и давлением на сознательность ограничить использование. Не получилось. Папа пошел на крайние меры и полностью забрал телефон, после чего у девочки было острое состояние «ломки», соматические симптомы (болела голова, живот, тряслись руки, истерики). В довершение чего она объявила войну родителям. После исследования ситуации была предложена договорная система, которая разрабатывалась совместно, с учетом пожеланий родителей и дочки, предусматривающая пользование плеером вместо телефона в определенные часы с ответственностью за нарушение договора у обеих сторон. Через месяц родители и дочка пришли на очередную консультацию с хорошими новостями: общение вернулось в желаемые берега, война закончилась, договор соблюдали.

Этот случай приведен для того, чтобы мы как родители учились ко всему прочему и понимать послание ребенка при его агрессии. Т. е. его внутреннее состояние, его посыл, его мотив. Часто агрессия подростка, направленная на чужих людей и ровесников, имеет скрытую цель напугать, устрашить, создать имидж уверенного и сильного человека (коим на самом деле подросток не является). А вот в общении с родителями агрессия часто вырастает из обиды ребенка. На непонимание. Отсутствие снисходительности. Неуважение. Будем это помнить и стараться увидеть за внешним отталкивающим видом агрессивного ребенка его хрупкую и, возможно, раненую душу.

Как бороться с физической агрессией ребенка?

Взрослые часто не знают, что делать с ребенком, проявляющим агрессию. Они могут отшлепать его в ответ или накричать. Но эти методы воспитания могут не только не помочь, но даже усугубить ситуацию. Лучше всего показать ребенка психологу, чтобы понять, как действовать.

Если психолог считает, что нездоровых отклонений в поведении маленького дошкольника нет, то нужно обязательно каждый раз давать понять ребенку, что вы недовольны его поведением и что он ведет себя неправильно. Такая тактика поведения папы и мамы в конечном счете даст свои плоды, и ребенок постепенно перестанет бояться, а значит, проявлять агрессию. В том, как вы себя ведете с ребенком, должно быть по крайней мере три принципа: постоянство, регулярность и справедливость к нему. Если вы выбрали определенную линию поведения, следуйте ей, чтобы ребенок постепенно привыкал к тому, что с его стороны правильно, а что – нет.

В проявлении реакции на агрессивность дошкольника можно следовать технике контраста

То есть к ребенку, который позволил себе агрессивную выходку, нужно проявить осуждение, а его жертву окружить вниманием и заботой. Ребенок четко увидеть, что его агрессивное поведение приносит ему только вред, а объекту агрессии – пользу

Если ребенок направляет агрессию на вещи, нужно заставить его убрать результаты разгрома и ни в коем случае не убирать их папе или маме. Это будет полезная практика для дошкольника. Правда, в большинстве случаев вы не добьетесь от ребенка согласия убрать в комнате: он будет еще больше капризничать и откажется сотрудничать

Тут очень важно обосновать, почему взрослый хочет, чтобы ребенок убрал за собой. «Ты умный и сильный мальчик (умная и сильная девочка), поэтому сможет отвечать за свои поступки и убрать то, что сам же натворил»

Это – проявление доверия к ребенку.

Как злиться конструктивно и безопасно

Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».

Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».

Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол

Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».

В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.

Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике

Нужен врач!

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Почему дети часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам?

Совсем маленькие дети, как правило, обижают других малышей без всякого злого умысла. Их психика находится еще на той стадии развития, когда у ребенка отсутствует самоконтроль, нет понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Он может толкаться, кусаться, бросаться какими-то вещами, тянуть за волосы, щипаться. 

Эти действия ребенок часто выполняет непроизвольно, на уровне инстинктов, практически не задумываясь. Однако это не означает, что родители не должны реагировать на подобные проявления. Если взрослые оставят их без соответствующей реакции, впоследствии это может сформировать дурные привычки, бороться с которыми будет намного сложнее.

Понятно, что ребенок обязательно столкнется с конфликтными ситуациями. Держать его всю жизнь в рамках семьи и тотальной заботы не получится. Вероятность конфликтов особенно возрастает, когда начинается период социализации детей, и они вливаются в коллектив, построенный их сверстниками-лидерами по своим правилам. 

Если упустить момент и не скорректировать вовремя психику ребенка, он может выбрать именно негативный стиль взаимодействия — как со сверстниками, так и со взрослыми. Детские психологи выделяют определенный круг маленьких личностей, которые наиболее склонны к агрессии по отношению к своему окружению. Это происходит, например, когда:

  • для ребенка не существовало никаких запретов в воспитании: ему никогда ни в чем не отказывали;
  • родители склонны к гиперопеке: не дают ребенку свободы, возможности проявить инициативу;
  • взрослые воспитали маленьких нарциссов, которые имеют чрезвычайно завышенную самооценку;
  • ребенок занимается агрессивными видами спорта, хотя у него неустойчивая психика: отмечаются вспышки гнева, отсутствует эмпатия;
  • ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где сам часто бывает жертвой насилия и агрессии.

Агрессивный ребенок: норма и патология

Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.

Нормой являются следующие особенности:

  • Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например, кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и безопасным способом.
  • Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства. Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить одноклассников или родителей, желая восстановить справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает, тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление ситуации.

Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно с детским психологом.

В каких случаях агрессивное поведение относится к патологии развития?

  • Жестокое отношение к другим людям, животным, тем, кто слабее или младше. Дети, в таких случаях, словно не способны понимать чужую боль и не могут вовремя остановиться, чтобы перестать причинять ее.
  • Агрессия, направленная на себя, когда ребенок причиняет себе любой физический вред – кусает, царапает кожу рук, лица, рвет волосы на голове, ковыряет старые раны, бьется головой о стену, до крови кусает губы и тому подобное самоповреждающее поведение.
  • Вспыльчивое состояние, похожее на психотические реакции: ребенок много часов подряд «заходится» в плаче, намеренно портит, ломает, разбивает вещи, угрожает уйти из дома, убить себя или других людей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector