Буллинг: что это такое в отношении детей?

Какие бывают жертвы буллинга?

Принято выделять два вида жертв:

  • Пассивные;
  • Провоцирующие.

Первые – те самые тихушники, которых не видно и не слышно. А вторые, как раз наоборот, сами часто вызывают к себе подобный феномен.

Поводом для издевательства, может стать что угодно:

  • внешность;
  • недостатки;
  • поведение;
  • прочее.

Очень часто повзрослев, жертвы буллинга становятся довольно агрессивными личностями, с деспотичным, тираничным характером. Все обиды, полученные в школе они помнят очень долго. Кто-то, благодаря, этому добивается успехов.

Так бывает, что неудачник в школе, становится успешным. Такие случаи не правило, а скорее исключение. А в большинстве своем, подобный прошлый опыт не дает человеку в дальнейшем строить нормальные отношения как в личной жизни, так и профессиональной и это в лучшем случае.

Полностью искоренить такое явление как буллинг не удастся по разным причинам. Это своего рода естественный отбор для сильных личностей. Но понимать, контролировать и пресекать его просто необходимо.

На этом у нас все. В этой статье мы подробно рассмотрели буллинг что это такой и что к нему приводит. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и стала для вас полезной.

Spread the love

Как бороться с буллингом в школе?

Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.

Тем, кого травят

Как НЕ НАДО делать:

  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.

Как НАДО делать:

  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.

Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе

В первую очередь поговорить с психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО. Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не предъявлять претензии.

Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).

Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
Собирать доказательства (справки о здоровье, испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
Написать заявление в полицию прокуратуру;
Обратиться к чиновникам (местное Управление образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
Привлечь внимание общественности.

Буллинг и его разрушительные последствия в детском и взрослом возрасте

Принято считать, что самый опасный возраст человека — с 12 до 18 лет. Именно на этот период приходится большинство эпизодов школьной травли. Часто школьный класс представляет собой 25-30 рандомно подобранных учеников, которых не объединяет ничего, кроме года рождения. Разумеется, в семьях этих школьников распространены различные деструктивные установки, в том числе, и допустимость насилия по отношению к слабым.

Причины буллинга могут быть не совсем понятны взрослым. Но детский или подростковый коллектив выделяет потенциальную жертву по разным критериям — отличиям в поведении, дефектам внешности, иной национальной принадлежности. Многое в классе зависит от позиции учителя и родителей агрессора и жертвы. Часто педагоги предпочитают закрыть глаза на факт травли в классе.

Группа риска

Исследователи отмечают, что жертвами травли нередко становятся дети из семей с эмоциональным дисбалансом, а также рассогласованным стилем воспитания (эти факторы взаимосвязаны). Например, «невовлеченность отца часто сопровождается сверхконтролем со стороны матери», поясняют Реан и Новикова.

Особенно тревожен тот факт, что сами дети занимают по отношению к буллингу пассивную позицию. Они считают, что любые их действия, скорее, ухудшат ситуацию. «Появляется ощущение бессилия, так называемой выученной беспомощности, когда человек уверен, что никак не может повлиять на ситуацию и его страдания будут продолжаться бесконечно, — комментирует исследовательница. — Это может вносить вклад в появление суицидальных мыслей и намерений».

Виктимизация может быть связана и с дефицитом сепарации (психологического отделения) от родителей, со слишком «тесной вовлеченностью ребенка в отношения со всеми членами семьи». Старший брат или сестра в этом случае расцениваются двояко. С одной стороны, отношения с ними достаточно близкие. С другой стороны, потенциальная жертва расценивает сиблингов как людей, имеющих власть над ними. В итоге проявление негативных эмоций выглядит здесь опасным или неуместным. Такие переживания вытесняются. Это имеет негативные последствия, психологическая травма может растягиваться на долгие годы.

Последствия буллинга и его влияние на участников

Бесследно любые виды буллинга в школе не проходят ни для кого. На каждую из сторон они наносят свой отпечаток.

Участники травли
Последствия
Жертва
Не в силах дать отпор, она постепенно все больше страдает от происходящего

Психологические и физические травмы, полученные ею в ходе насилия, могут привести к непоправимым изменениям в поведении и попыткам суицида.
Агрессор
Подпитывая ложное ощущение своей важности и всесильности, со временем претерпевает серьезные изменения личности. В будущем они также могут привести к проблемам с законом и психикой, построением здоровых отношений с окружающим миром.
Наблюдатели
Пассивные свидетели и соучастники агрессора, переживая вину и стыд за то, что не остановили происходящее, получают на выходе тревожное расстройство

Со временем оно может повлечь за собой депрессию и иные патологические состояния.

Как травля влияет на мозг?

В последние 10 лет ученые начали уделять повышенное внимание влиянию травли на здоровье. В общем и целом, можно сказать, что организм реагирует на травлю как на острый стресс

Статья, опубликованная в декабре прошлого года в журнале Molecular Psychiatry, проливает свет на другую область исследований: архитектуру мозга. Травма, вызванная длительной, повторяющейся травлей, может повлиять на структуру головного мозга, согласно данным магнитно-резонансной томографии (МРТ), собранным международной группой из Королевского колледжа в Лондоне. Полученные результаты подтверждают результаты предыдущих исследований, которые продемонстрировали аналогичные изменения у детей и взрослых, которые подверглись жестокому обращению в юном возрасте.

Иногда травля приводит к физическим травмам

По мнению Трейси Вейланкур, клинического психолога из университета Оттавы, изменения в структуре и химическом составе мозга наглядно демонстрируют насколько губительна и опасна травля. Вместе с коллегами Вейланкур надеется, что подобных исследований в будущем станет намного больше. В конечном итоге, ученые считают, что полученные данные могут быть использованы для обоснования политических решений и принятия необходимых мер по борьбе с издевательствами.

В более раннем исследовании, опубликованном в журнале American Journal of Psychiatry в 2010 году, также сообщалось о нарушениях в определенных областях мозга, которые связаны с сообщениями о словесных оскорблениях. Нейробиологи отмечают, что мозг пластичен на протяжении всей нашей жизни. Именно благодаря нейропластичности мы продолжаем учиться, а окружающая среда формирует наше поведение. Неудивительно, что травля пагубно влияет не только на психическое здоровье, но и на работу мозга.

Последствия школьного буллинга

Издевательства сверстников психологически травмируют ребенка сильнее, чем потеря близких родственников

По официальной статистике фонда ЮНИСЕФ травле со стороны сверстников подвергается 24% школьников. Как отразится буллинг на жизни ребенка, зависит от его реакции, устойчивости психики, от действий родителей и других сопричастных взрослых — педагогов, психологов. Печально, но не многим жертвам травли удается избежать психологической травмы, которая оставляет след на всю жизнь. Последствия издевательств могут быть самыми разными:

  • Ребенок теряет веру в себя, перестает сопротивляться. У него появляется установка: я плохой, никчемный и заслуживаю такого отношения. Став взрослым, он вряд ли станет успешным, найдет высокооплачиваемую работу, построит карьеру.
  • Теряет способность доверять окружающим, строить близкие отношения. Страх быть осмеянным, униженным заставляет ребенка, а затем взрослого мужчину или женщину держаться на расстоянии от других.
  • Перестает верить взрослым, рассчитывать на поддержку родных. Как и Светлана, большинство подростков, подвергающихся травле одноклассников, не могут представить, чем родители способны помочь им. Ребёнку кажется, что обратившись к родителям, он сделает только хуже. Мама или папа устроят разборки с агрессорами, а те в ответ начнут еще сильнее над ним издеваться.
  • Потеряв веру в родителей, ребенок ищет поддержку в ком-то другом. Хорошо, если это будет тренер по футболу, художественной гимнастике или рукопашному бою. Но «защитником», а потом и наставником, может оказаться отморозок, торгующий наркотиками.
  • Подвергавшиеся издевательствам сверстников дети часто впоследствии сами становятся агрессорами, от которых страдают супруги, дети, слабые, не способные защитить себя люди.
  • Самый страшный сценарий — суицид. Статистика детских самоубийств катастрофична: в 2019 году в Украине 111 детей покончили с собой. Причиной большей части из них стала травля в школе.

Слышу ваши вопросы — «Неужели все так мрачно?», «А как же истории известных людей, которым нападки сверстников помогли закалить характер, стать сильнее, добиться успеха?». Действительно, в Сети гуляют десятки таких историй. Да, некоторым жертвам буллинга удается стать внешне успешными людьми. Подчеркиваю — ВНЕШНЕ. Ведь за видимым окружающим лоском обязательно скрывается глубокая душевная травма.

Возможно, многие известные спортсмены, актеры, изобретатели, бизнесмены, политики и не добились бы мировой славы, успехов в карьере, если бы агрессия окружающих не заставила их стать сильными, научиться рассчитывать только на себя. Но все эти достижения несоразмерны с тем, что они потеряли — счастливое детство, трогательные переживания юности, доверие к миру.
И главное — обратить жестокость сверстников в стимул для саморазвития и достижения успеха способен лишь один ребенок из тысячи жертв травли. Остальные 999 страдают и ломаются.

Надо ли переводить ребенка в другую школу

Популярна позиция,что перевод в другой класс или школу — это неудачная мера,потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребенка вести себя по-новому,чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Травля начинается там,где у ребенка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен,если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив(например,в школу,где углубленно изучают предметы,близкие ребенку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему,если учителя в школе закрывают глаза на травлю,если ребенок боится идти в школу,то смените ее.

Как защитить ребенка от травли в школе

Педагог-психолог Ольга Ткачук рассказала, как своевременно распознать проблему и правильно с ней разобраться.

— Буллинг – очень модное ныне слово. Им часто называют любой конфликт, происходящий в детском коллективе, когда кто-то кого-то оскорбил, обозвал, ударил. Но не любая ссора является буллингом.

Да, буллинг начинается с отдельных эпизодов психологического или физического насилия. Но примут ли эти единичные или даже повторяющиеся случаи характер постоянный, длительный и систематический (а именно это и отличает буллинг от конфликта), зависит от того, как долго жертва будет терпеть и скрывать свои переживания и как на это отреагирует окружение.

Признаками буллинга являются неравенство сил участников, агрессия, умышленный характер со стороны зачинщиков и острая эмоциональная реакция жертвы (человек страдает от происходящего).

В своей работе школьного психолога я сталкивалась с отдельными эпизодами нападения на личность ребенка, но эта тема купировалась в самом начале, подхватывалась родителями и/или классными руководителями, администрацией, психологом, и до буллинга не доходило

Здесь важно, чтобы в самой школе во главе угла стояло четкое правило: у нас насилие и травля недопустимы и пресекаются сразу. Это правило должны разделять все взрослые – от директора до учителей

Что такое травля в интернете

Травлю в сети не стоит путать с единичным оскорблением или шутками. Кибербуллинг — это всегда ряд действий, повторяющиеся эпизоды с целью нанести моральный вред. Преследователь может критиковать вашу внешность или моральные качества, делать якобы ничего не значащие замечания и завуалированные намёки. Иногда дело доходит до запугивания в агрессивной форме. Много ли надо тому же ребёнку, чтобы потерять самообладание? Неудивительно, что именно дети чаще всего становятся жертвами такой атаки.

Наиболее восприимчивы к кибербуллингу дети 11–13 лет. В этом возрасте ребёнок ещё не умеет контролировать эмоции. Со временем люди вырабатывают привычку справляться с агрессией в интернете и становятся объектами травли гораздо реже.

Реальные истории буллинга в школе и борьбы с ним

Мы создали небольшой опрос и
удивились, насколько распространён буллинг. Почитайте истории школьников –
возможно, одна из них поможет вам прекратить травлю!

Ася:

Травили из-за большого лба! Выход – изменение своего восприятия красоты, работа с самооценкой и выработка умения не тратить эмоциональный ресурс на глупых людей. А вообще, самое лучшее средство от «глупой» травли – взросление, потому что у обеих сторон прибавляется ума.

Кстати, если нужно бороться с травлей здесь и сейчас в определенной ситуации, то лично для меня самый лучший способ такой: вместо того, чтобы проявлять стеснительность/обиду/молчать, или нападать в ответ, или, как советуют некоторые, смеяться вместе с агрессором, можно попробовать прямо и спокойно сказать человеку: «Это обидно/это меня задевает/мне неприятно такое слышать/не говори так, пожалуйста, это меня расстраивает». 

Короче, фишка в том, что этих чувств агрессор и добивается, поэтому такой ответ может поставить его в тупик.

Дима А.:

Я бы не сказал, что мне сильно досталось от буллинга — обходилось без рукоприкладства. Но всё равно рану оставило — издевки, подколы и подобное. Боролся, просто начав гуглить ответы на свои вопросы.

Именно это помогло мне обрести уверенность и противостоять обидам. Через пару лет, перестав реагировать на оскорбления и шутить над ними, я получил авторитет в классе, и позже моё слово стало иметь вес. Возможно, мне удалось преодолеть травлю потому, что люди сами выросли.

Ольга К.:

В седьмом классе на лабораторной работе по физике разбила мерный цилиндр. И то потому, что подставка была деформирована. Учитель сказал, что я бездарная, бестолковая и безрукая. При всем классе заставил все убирать. Сказал принести два цилиндра в качестве наказания.

Я гордо и молча принесла четыре на следующий день. Он извинился, но тихо и на перемене. Осадок и всплывающие «бездарная, бестолковая, безрукая» во время неудач остались до сих пор, а ведь давно не школьница… В такие моменты я сдерживаю себя от самобичевания. Говорю себе, что жестокость и непедагогичное поведение этого человека – следствие узости мышления и тупости, и не имеет ко мне никакого отношения, уж тем более не говорит о моих профессиональных качествах и «безрукости».

Таня К.:

В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников. Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.

Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.

Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?». После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ. Если инцидент повторится, поступить стоит так же. Со временем человек поймёт, что вы уверены в себе, и перестанет самоутверждаться за ваш счёт.

Даниил М.:

Были хамство и угрозы со стороны учителя. Примерно такие: «Да откуда ты такой взялся? Будешь рот открывать, выгонят за оценки».

Видимо, она чувствовала свою безнаказанность. Помогла запись диктофона. Ситуацию решили беседой с директором и администрацией школы.

Татьяна Я. (мама):

Третий год подряд в начале изучаемого курса детям в первой же четверти выставляют четвертные двойки. Потом дети только и слышат со всех сторон, что они двоечники и им ничего не светит.

В результате один ребенок, тихий и спокойный, перестал учиться вообще, а второй,  гордый, стал по отношению к учителям резким и агрессивным настолько, что они предпочитают уже его не задевать и мирно ставить тройку. Вот, кстати, и примеры удачного и неудачного сопротивления.

Мне пришлось обратиться к директору и в районный отдел образования. Кажется, что-то начало меняться. Но, возможно, это только кажется

Поскольку мы в силу некоторых причин не можем поменять школу, некоторые советуют пригрозить действиями по постановке под вопрос профессиональных качеств учителей.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная
травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая
постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в
физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и
скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая
агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества
и другое.

Обычно организовывается одним
или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной
группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со
стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Советы родителям: что делать, если ребёнка обижают в школе

Первая мысль, которая приходит в голову родителям, когда они узнают, что их ребенка обижают в школе сверстники, — пойти и наказать обидчиков. Но делать этого не стоит. Сначала разберитесь в ситуации: поговорите с классным руководителем, с другими учителями, со школьным психологом. Узнайте у ребенка, как именно выражается травля: его унижают психологически, оскорбляют, обзывают, бьют, не принимают в коллектив.

Выясните, как реагируют на эту ситуацию учителя. Нередко педагоги осознанно или неосознанно сами становятся инициаторами травли учеников. Из-за личной неприязни к ребёнку, его родителям они настраивают против «неугодного» класс, делают его изгоем.
Собрав полную картину происходящего, вы сможете составить план действий: подключить учителей, детей, родителей, администрацию школы, при необходимости полицию, и совместными усилиями решать проблему. По большому счету других вариантов нет. Разрешит конфликт в одиночку вы не сможете, но точно усугубите ситуацию.

Многие родители предпочитают не решать проблему, а уходить от неё. Они просто переводят ребенка в другую школу, надеясь, что в ней у сына или дочки все сложится отлично. К сожалению, в большинстве случаев это не работает. В новой школе все повторяется, потому что психологически ребенок остается жертвой.

Если вы решили перевести сына/дочь в другую школу, сначала помогите ему восстановить психику, избавиться от разрушающих установок и поверить в себя. Найдите опытного психолога, который уже работал с детьми жертвами школьного буллинга. Запишите ребенка на спортивную секцию. Это поможет ему стать увереннее в себе и физически сильнее.

Причины буллинга

Прежде всего, буллинг – это попытка самоутверждения. Пытаясь лучше, понять, что такое буллинг и почему он возникает, психологи выделили несколько причин, заставляющих людей находить жертву для травли и травить её. Чаще всего агрессор, сознательно или бессознательно, преследует одну из следующих целей:

демонстрация собственного превосходства, силы и влиятельности;
стремление привлечь внимание к своей персоне;
попытка скрыть собственные комплексы и неуверенность в себе;
удовлетворение потребности в доминировании.

Беспричинная агрессия чаще всего является следствием неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением человек пытается захватить инициативу, чтобы самому не стать жертвой более инициативного агрессора.

Российский психолог А. Реан выделяет следующие причины буллинга:

  1. Стремление к власти. Некоторым людям необходимо ощущение собственной власти над другими. И причинение неудобств другому человеку позволяет им насладиться собственным доминированием.
  2. Внутренняя агрессия. У некоторых людей, как правило, обладающих властью и статусом, присутствует внутренняя агрессивность, которая проявляется через буллинг.
  3. Превентивная самооборона. Если агрессор сам боится стать жертвой буллинга, он может начать травить другого человека, чтобы перехватить инициативу. По этой причине агрессором может стать тот, кто в прошлом сам подвергался травле и не желает повторения данного опыта.
  4. Попытки заслужить авторитет. Буллинг часто является попыткой продемонстрировать собственную силу и решительность, чтобы заслужить авторитет и признание в коллективе.

Виды буллинга

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

По специфике содержания можно выделить:

  • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
  • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
  • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Как бороться со школьным буллингом

Ведущая роль в пресечении школьной травли отдается преподавательскому составу и конкретному учителю, классному руководителю:

  • С первого раза в классе следует пресекать попытки насмешек над учениками. Например, если ученик неверно решил уравнение и другой подросток начинает его с места оскорблять, нужно немедленно остановить обидчика, объяснив, что неудача одноклассника не может быть поводом для насмешек.
  • Необходимо пресекать все факты пренебрежительного отношения. На фразу ребенка в адрес другого: «Я не буду с ним сидеть!», нужно настоять на своем. Позднее следует поговорить с подростком, узнать причину его антипатии к другому человеку, представить себя на его месте.
  • Если ребенок является «белой вороной» следует дать возможность ему самовыразиться, проявить те качества, которые помогут завоевать авторитет в глазах одноклассников.
  • Сплочению класса очень способствуют совместные мероприятия, игры, походы, классные вечера. Можно придумать постановку пьесы или выпуск стенгазеты.
  • Категорически нельзя допускать насмешек и унижений кого-бы то ни было со стороны учителя. Дети прежде всего, копируют поведенческие установки взрослых. Обидев ученика, преподавателю будет сложно доказать буллеру, что он действует неправильно.
  • Если учитель увидел гиперактивного агрессивного ребенка, стремящегося занять лидерские позиции, необходимо принять меры к направлению энергии ребенка в позитивное русло.

Важно! При первых признаках буллинга необходимо принимать меры к его пресечению, не замалчивать ситуацию, спасая честь мундира. Информация о буллинге должна быть доведена до родителей и того и другого ребенка, целесообразно составить общий разговор с расставлением оценок и поиском выхода из конфликта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector