Особенности развития детей в 4 года

Умственное развитие в 4 года

Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.

Улучшение памяти

Математика

К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.

Речь

Нормы развития речи:

  1. Словарный запас увеличивается.
  2. Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
  3. Предложения преобладают простые.
  4. Нередко дети начинают придумывать новые термины.
  5. Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
  6. Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
  7. Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
  8. Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.

Дети самостоятельно могут составлять сложные предложения.

Окружающий мир

Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.

Изобразительное искусство

В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.

Конструирование

С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.

Познания в музыке

Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.

Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.

Дети в 4 года должны узнавать музыкальные инструменты.

Отношения с окружающими — что должен уметь ребенок в 4 года

Вряд ли найдутся такие родители, которым не доставляют удовольствие веселые игры и тесное общение со своим чадом. Однако в четыре года ребенку этого уже недостаточно, ему нужно иметь друзей, чтобы чувствовать себя равным среди равных. Милые детские секреты, игры по своим детским, совершенно уникальным, сценариям, первые конфликты и примирения — все это совершенно необходимые этапы становления в обществе.

Изменяются отношения и с окружающими малыша взрослыми — ребенку очень нравится чувствовать себя большим и самостоятельным. Покачать коляску с младшим братом, помочь маме донести тяжелую сумку (держась за ее ручку, малыш свято верит в свою неоценимую помощь, и мамина благодарность будет совсем не лишней), отнести на кухню пустую чашку из-под выпитого гостьей чая.

Ребенок в 4 года должен уметь:

— здороваться и выражать благодарность за подарок;

— уметь управлять своими эмоциями;

— выражать сочувствие и поддержку;

— не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на поставленные ему;

— делиться игрушками;

— подчиняться принятым правилам в детском саду и дома.

В этом возрасте дети склонны подражать, повторять понравившиеся действия, поэтому родителям стоит внимательно следить за своими действиями. Особенно это касается обращения с опасными предметами.

Язык и общение — что должен уметь ребенок в 4 года

Разговаривать с четырехлетним малышом — сплошное удовольствие. Он уже выговаривает все буквы и с удовольствием повторяет незнакомые слова. Правда, не всегда понимая их смысл.

Внимание! Дорогие папы и мамы, если не хотите краснеть перед друзьями или случайными попутчиками, исключите из лексикона нецензурные слова!

Словарный запас подрастающего малыша неуклонно и стремительно растет. Если ребенку уделяют достаточно внимания, разговаривают с ним, читают интересные книжки и рассказывают сказки, умственное развитие ребенка в 4 года значительно активизируется. Достигнув этого возраста, малыш уже многое может:

— логично и без затруднения отвечает на простые вопросы;

— выражает эмоции и чувства;

— сочиняет песенки, которые с энтузиазмом исполняет;

— использует в своей речи более длинные и сложные предложения;

— знает несколько цветов и три основные формы предметов;

— проявляет интерес к буквам и их написанию;

— определяется во временных промежутках, понимает, что такое утро и вечер, завтра и сегодня, зима и лето;

— выполняет данные мамой распоряжения в порядке очередности. Например, убрать игрушки, почистить зубки и лечь в постель.

Кроме этого, ребенок в 4 года должен уметь самостоятельно справляться с процессом одевания-раздевания, аккуратно кушать и пить, пользоваться салфеткой и носовым платком, чистить зубы и полоскать рот после принятия пищи. В 4 года малыш в состоянии запомнить свои имя и фамилию, адрес, имена родителей. Занятия математикой и знакомство с азбукой принесут значительные успехи, в этом возрасте любознательный малыш схватывает новые знания буквально на лету. Не стоит опасаться, что это слишком рано, просто понаблюдайте, с каким упоением ребенок выводит буковки или пытается посчитать мишек.

Развитие ребенка в 4 года (что должен уметь)

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок

Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок: — находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник; — понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда; — знать несколько профессий, названий деревьев, животных; — показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;  — сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине; — понимать, где один предмет, а где много; — аккуратно раскрашивать, не выходя за линию; — нанизывать бусины, пуговицы; — определить, какой из 4-5-6 предметов исчез; — пересказывать содержание сказки; — различать погодные явления, времена года, суток; — называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению; — знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек; — рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Особенности возраста

Кризис трех лет миновал, и ребенок стал более покладистым и общительным. Он легко идет на контакт, многое знает и умеет. Вспышки немотивированной агрессии, свойственные трехлеткам, либо полностью сошли на нет, либо случаются все реже. Продолжается процесс восприятия себя как личности. Маленький человек остро реагирует на несправедливость и обижается, когда ему кажется, что его наказали без повода. В то же время, малышу пока сложно правильно трактовать свои действия и оценивать их последствия, самокритика ему пока не доступна

Именно поэтому так важно находиться в постоянном контакте с ребенком, разговаривать и объяснять, что хорошо, а что плохо. Дети в этом возрасте очень чутко отзываются на похвалу

Не скупитесь на добрые слова в адрес крохи. Поощряйте его за хорошие поступки и новые успехи.

Огромное значение имеет положительный пример старших. Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя малыш. Читайте книги, а не проводите вечер в гаджетах, заботьтесь о домашних животных, не разбрасывайте вещи, не кричите. Всячески избегайте конфликтов в семье. Дети как никто остро чувствуют любые перемены и настроение взрослых. От переживаний они могут замкнуться в себе и перестать идти на контакт.

Ребенок в 4 года отличается любознательностью и тянется ко всему новому. Совместные занятия и процесс обучения доставляют ему огромную радость. Сейчас самое время, чтобы привить любовь к учебе. Не переутомляйте вашего ученика и хвалите за каждый новый навык, даже самый элементарный

Ребенку важно чувствовать ваше одобрение. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, затем следует сменить вид деятельности

К 4 годам большинство детей уже посещает детский сад. Там они учатся привыкают к режиму дня и дисциплине, учатся контактировать с воспитателями и сверстниками. Социальная жизнь становится все более активной, ребенок тянется к другим ребятам, они общаются между собой, ссорятся и мирятся. Основным видом деятельности по-прежнему остается игра, но теперь дети стремятся играть вместе, разыгрывают сценки, копируют поведение взрослых, делятся и меняются игрушками. Имейте в виду последний пункт, когда разрешаете брать с собой в садик любимую куклу или машинку. Будьте готовы к тому, что домой кроха вернется в сопровождении чужого медведя с оторванной лапой, а не с дорогущим джипом на пульте управления, который еще недавно был самым желанным подарком.

Собираясь на праздник к четырехлетнему ребенку, необходимо учитывать не только его личные предпочтения, но и возрастные особенности, чтобы не ошибиться с выбором подарка. Вот несколько идей, которые вдохновят вас перед походом в магазин.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время

Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять

Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Познавательная деятельность и развивающие занятия.

Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?

3.1. В области ознакомления с окружающим миром

Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, свой город;
  • ориентироваться в помещениях своего жилища;
  • рассматривать иллюстрированные детские книги;
  • определять диких и домашних животных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.

Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «почему» надо найти исчерпывающие ответы.

Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке замерзла на морозе».

Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. делать обобщения.

3.2. В области элементарной математики

Малыш уже умеет:

  • сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;
  • группировать предметы по цвету, размеру и форме;
  • отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
  • понимать выражения: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;
  • отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.

Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.

Пора учить малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на каждый листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».

Представления о величине не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий».

Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, называть не обязательно.

3.3. В области развития речи

Четырехлетка может:

  • использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • четко произносить все гласные звуки;
  • поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
  • кратко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;
  • повторять описание знакомой игрушки;
  • коротко пересказывать сюжет сказки;
  • заучивать короткое стихотворение.

Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без конца выдумывать новые слова.

Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Наряду с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом и самостоятельно

При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений

Значительно расширяют кругозор беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и . В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Умственное формирование

Развитие интеллекта четырёхлетнего ребенка происходит по большей части благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В таком возрасте ребёнок очень любознателен и должен владеть определёнными знаниями в разных областях знаний.

Математика

В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ?знать цифры до 5;
  • ?смело обладать тезисами «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ?сопоставлять группы предметов, в том числе применяя приёмы наложения;
  • ?сопоставлять два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь высказать существующую разницу словами;
  • ?знать и выказывать правую или левую руку;
  • ?обладать тезисами: «верх», «низ», «слева», «с правой стороны», «налево», «направо»;
  • ?знать порядковый счёт до десяти.

Формирование речи

В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка в большинстве случаев будет примерно четырёх тысяч слов. При этом ребенок способен связно заявлять на родном языке, знать наизусть маленькие стихи и рассказывать сказки.

В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно говорить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воссоздавать многосложные слова;
  • координировать произносимые слова в роде, падеже и числе;
  • понять все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
  • отвечать на обычные вопросы;
  • принимать в речи предложения с гомогенными членами;
  • уметь составлять примитивной описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
  • произвольно настраивать силу собственного голоса, его ритм, применять многообразные интонации;
  • разделять 2-ух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и заключительный звуки;
  • правильно принимать предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
  • понять термины «звук», «слово», «буква».

Мир вокруг вас

Становятся больше познания четырёхлетним малышом находящегося вокруг его мира.

Так, в норме в таком возрасте ребёнок должен:

  • ?знать свое имя и фамилию, а еще имена и отчества родителей, близких людей, воспитателей и остальных людей, которые его окружают;
  • ?знать собственный адрес (наименование населённого пункта, улицы и номер дома);
  • ?знать собственный возраст;
  • ?знать наименования многих домашних и диких птиц и зверей;
  • ?знать наименования детенышей данных зверей и птиц;
  • ?знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
  • ?знать, что умеют выполнять эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
  • ?знать, именовать и распознавать находящиеся вокруг его предметы, их назначение, величину, форму, окрас и значительные детали;
  • ?знать наименования времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
  • ?распознавать по своему вкусу несколько вариантов фруктов и овощей;
  • ?уметь распознавать и именовать разные погодные явления;
  • ?знать наименования нескольких профессий.

Изобразительная работа

В 4 года ребёнок должен:

  • знать и именовать все ключевые цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
  • правильно работать карандашами и кисточкой;
  • проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
  • ровно проводить разные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) необходимого размера;
  • бережно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • изображать очень простые предметы и явления;
  • уметь выбирать окрас, который отвечает изображаемому предмету;
  • лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
  • выполнять аппликации из готовых форм, применяя клеевой состав.

Конструирование

В 4 года ребёнок уже прекрасно умеет играть с конструктором. Он должен:

  • знать и именовать важные детали конструктора;
  • уметь вертикально и горизонтально располагать кубики, кирпичики и иные детали конструктора;
  • менять «сооружения», заменяя одни детали конструктора иными;
  • распознавать части сооружения по высоте и величине.

Музыкальное образование

В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые инструменты для занятий музыкой, например: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца маленькие музыкальные творения, отмечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Advertisement

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно говорить, согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и животных;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector