Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «звук и буква ы»

Дидактические игры с буквой Ы, задания с иллюстрациями

В выборе обучающего материала для малыша нужно ориентироваться на его навыки, знания, индивидуальные особенности и способность к восприятию того или иного вида информации. Например, если в силу возраста кроха не умеет и не желает рисовать по пунктиру, логичнее будет предложить ему вылепить литеру из пластилина или теста. Если юный ученик слишком активен и неусидчив, вместо раздаточных заданий на листках выбирайте активные игры с кубиками, пазлами, вкладышами.

Актуализация знаний, повторение азбуки:

  • предложите малышу по картинке назвать знакомые буквы – на что они похожи?;
  • подготовьте «Мешочек с азбукой» с шершавыми и бархатными буквами, в котором кроха с закрытыми глазами будет находить знакомые символы, ощупывать, угадывать их.

Знакомство с буквой Ы, гласным звуком :

  • покажите элементы, из которых состоит «Ы» (две палочки, полукруг), закрепите ее структуру в одном из тактильных упражнений, что сможет заинтересовать ребенка;
  • продемонстрируйте, как можно протяжно петь звук , спойте вместе с мишуткой: «Ы-ы-ы-ы». Покажите перед зеркалом правильную артикуляцию звука, при которой поток воздуха выходит свободно, без препятствий.

Объяснение главной особенности буквы:

  • расскажите о том, что на букву Ы не начинаются слова: ее место в середине либо в конце слова. Воспользуйтесь кубиками или магнитной азбукой, чтобы выложить маленькие слова, наглядно продемонстрировать сказанное.
  • прочтите стихотворения, которые помогут запомнить слова с Ы:

Я не знаю, в чем секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву… Ы.

Буква «Ы» — у нас в улыбке,
В мыле, сыре, даже в рыбке.

предложите ученику прочитать слова с «Ы», выделяя ее голосом: сЫр, мЫшь, дЫм, грибЫ, камЫш, весЫ, цветЫ, мЫло.

Закрепление «Ы» в обучающих заданиях:

покажите, как правильно написать букву, соединяя точки по образцу; обратите внимание дошкольника на движение ручки по направлению стрелок: сверху вниз;

попросите обвести кружком все правильные буквы, обращая внимание на то, что зеркальное и перевернутое написание тоже является неверным;

покажите в рисунках, на что похожа «Ы»: на кота с пушистым хвостом, на старика с палочкой, на топор с поленом, на толстого и худого мужчин. Попросите малыша подобрать свои ассоциации к букве – на что она еще похожа?

Можно использовать двигательные упражнения для выплеска непоседами своей энергии и запоминания новой буквы.

  • «Топаем ногами». Прочитайте звуки, затем слоги. Как только ребенок услышит звук , пусть топнет ногой.
  • «Бедная «Ы». Сделайте вместе зарядку, сопровождая стихотворение соответствующими действиями.

Образное изображение буквы Ы:

  • предложите юному исследователю порисовать на песке, изображая «Ы»;
  • создайте вместе «Пуговичную букву», выложив пуговками по контуру элементы символа.

В процессе выполнения заданий важно сохранять игровую непринужденную атмосферу. По итогу изучения буквы Ы малыш должен запомнить, что ее можно пропеть (гласный звук), с нее не начинается ни одно слово, она состоит из трех элементов, а также усвоить ее правильное написание

Короткие занятия с дошкольником необходимо проводить ежедневно, мотивируя его на дальнейшее овладение чтением.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся?

Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами, которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте.

А теперь послушайте меня что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим).

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы).

Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв).

А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква — звук». Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

Физминутка (встаём в круг)

Бедный мишка заболел

Мишка много мёду съел (идут по кругу)

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

Мишка стонет, слёзы льёт

У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

(На доске Ь)Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова,которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим,какие слова получатся: ель, конь, банька.

Молодцы!

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Молодцы!

Дождик льётся, вьюга вьётся.

Как им это удаётся?

Это знак старается,

Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске

Тень.

Вот уходит (день)

Наступает (тень)

Свет уходит… (прочь)

Наступает… (ночь)

Все зверята (спать)

Будет день (опять)

Будет всё… (звенеть)

Золотая… (сеть).

(На доске Ъ) Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривали так:

-Сколько я пирожных съел?

Мягкий знак ответил:

-Семь.

Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

С какими буквами мы сегодня познакомились?

Что указывает мягкий знак?

Что мы узнали о твёрдом знаке?

Молодцы!

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Буква «Ы»

Веселые стихи

Сказала буква Ыуныло:– Я в слове сыр, и в слове мыло,

И в слове рысь, и в слове тыл…

Дым из трубы весь день валил.

Толстячок, играя тростью,Буквой Ы шагает в гости.

Необычной красоты

Купит он сейчас цветы.

А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.

А. Шибаев

Твердый знак и буква Ы

В нашей азбуке нужны.

Твердый знак – в подъемном кране,

Ы – в мышонке на диване.

А вот шагает буква Ы.Без Ы не выучитесь ВЫ.

*   *   *

Бык мычит две буквы: – МУ!

– МЯУ! – кот сказал ему. –

Слышал? Значит, мы, коты,

Знаем больше букв, чем ты.

Г. Виеру

*   *   *Бывает эта буква

В конце и середине,

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

*   *   *

Ы – мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю

с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

*   *   *

Смешно мальчишкам и девчонкам:

Проходят мимо толстый с тонким.

Они идут, не понимают,

Что букву Ы напоминают.

*   *   *

– Ты – худой, а я – толстяк.

– Ешь поменьше натощак!

Г. Виеру

В маленькую книжкуНе поместим мишку.

Мы заменим И на Ы –

Нарисуем мышку.

*   *   *

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

В. Степанов

– Кто же вымоет тарелки?

– Вы, конечно, вы, вы, вы.

– Почему же мы, мы, мы?

– Может, лучше ты, ты, ты?

Отдохните, вы и ты:

Все тарелки вы-мы-ты.

Я и ты, мы и вы –

Все мы знаем букву Ы.

Скороговорки

1. Мама Милу мыла с мылом,Мила мыло не любила. 2. Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Игры

Игра  «Кто внимательный?».

1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

Игра  «Кто больше?».

Назовите как можно больше слов со звуком в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

Игра  «Веселые звуки».

Сказала Ы: – Давным-давноМы с вами дружим, буква О.

Я вас сменить готова,

Но не в начале слова.

Охотник пел: «Над речкой Рось

В лесу я встретил…   (рысь)».

Она рычит: «Ружьишко брось!»

А я кричу ей: … («Брысь!»).Услышав это, за бока,

Смеясь, схватились

Два…   (быка).

И во дворе мочало

От радости… (мычало).

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Бросая мяч, учитель называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно учителю. Н а п р и м е р : лы (-жи),  мы (-ло),  сы (-рок),  тык (-ва),  малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .

Ум (-ный),  ост (-рый),  аккурат (-ный),  че (-ты-) ре,  во-пер (-вых),   во-вто (-рых),   цве (-ты),   фрук (-ты),   тра (-вы).

Игра  «Один – много».

Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву.

С – р, м – ло, кур – .

Игра «Сквозная буква».

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

О т в е т : дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи;

                выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.

Игра  «Дополните слово».

Сыт (досыта), вдох (выдох), зов (вызов), рыло (крыло), вина (рытвина), рыба (рыбак).

Игра  «Превращение слов – волшебная цепочка».

Подберите слова, содержащие букву «ы». Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.

Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло;

Тыл – лыко – обыск – корыто.

Кроссворд

1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.

3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.

5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.

О т в е т : цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква,
пыльца, дымоход, сыроежка.

Загадки

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живет, туда все несет.

(Мышь.)

Явился в желтой шубке:

– Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок.)

Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В мороз – бежим:

Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

Всегда он в работе,

Как мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(Часы.)

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник.)

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

(Лыжи.)

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос.)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

(Пылесос.)

Рассыпался горох на тысячи дорог.

(Звезды на небе.)

Спасибо, что посетили мою страничку!

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша. 2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Правила употребления буквы «ы»

Русский язык

  • После большинства согласных буквы И и Ы отражают фонетическое явление смягчения согласных: бить — быть, вить — выть, следи — следы, грози́ — грозы́, клик — клык, мило — мыло, пил — пыл, сгори — с горы, сир — сыр, ти́кать — ты́кать, графи́ — графы́.
  • После шипящих, как мягких, так и твёрдых, в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧИ, ЩИ употребляется буква И, а не Ы, поскольку в древности шипящие буквы произносились мягко, поэтому после них писали только мягкие гласные, хотя уже тогда стали отступать от этого. Позже, в некоторых случаях, после шипящих стали писать Ы (для отличия одних форм слов от схожих с ними других форм), но написание шипящих с И всегда являлось основным; таким же основным оно стало и для русского языка. Отступления от этой системы допустимы в иноязычных именах и названиях: Жылыойский район, Чыонг Тинь, Шымкент.
  • После Ц, мягкость которого также от контекста не зависит, употребление букв И и Ы описывает гораздо более сложная исторически сложившаяся система правил; они приведены в статье «Ц».
  • После велярных согласных Г, К, Х, которые бывают как твёрдыми, так и мягкими, Ы тем не менее практически не употребляется. Объяснение историческое: в древности эти согласные не могли смягчаться; точнее, вместо смягчения они переходили в шипящие (стол — сто́льный, но друг — дру́жный, век — ве́чный, пух — пушно́й) или свистящие (ср. с ц.-сл. оборотами речи: почить в БозеБогъ; темна вода во облацехоблакъ, на воздусяхвоздухъ; такое чередование осталось, например, в украинском склонении: нога — на нозі, рука — на руці, муха — на мусі) и использовались только с Ы. Позже в русском языке в этой позиции Ы перешло в И. В настоящее время сочетания гы, кы, хы встречаются в звукоподражаниях и просторечии (гыгыкать, кыш, Кыся, Олегыч, Маркыч, Аристархыч), либо в заимствованиях и вообще в иноязычных именах и названиях (кок-сагыз, акын, такыр, Мангышлак, Кызыл, Архыз).
  • После гласных и в начале слов Ы также встречается только в звукоподражаниях, собственных именах и заимствованиях (ыкать, ых; Ыгыатта, Ыджыдпарма, Джайаыл, Суыкбулак, Хабырыыс, ыр, ынджера), хотя звук в начале слов вполне обычен, если начинающееся на И следует без паузы за оканчивающимся на твёрдую согласную (вот всё, Иван ваныч). Это же самое фонетическое явление на стыке приставки и корня отражается на письме (подытожить, cыграть, безымянный), за исключением иностранных приставок (постинфарктный, хотя предынфарктный), приставок на гортанные и шипящие (межигровой, сверхизысканный) и слова взимать с производными.
  • После Й буква Ы встречается только в транслитерированных иноязычных именах и названиях: Тайынша, Чыйырчык.
  • После Ъ буква Ы, вероятно, не встречается вообще (хотя теоретически в транскрипции и транслитерации не запрещена). После Ь может встречаться во вьетнамских заимствованиях (Тьы-ном, Тьы куокнгы).

Церковнославянский язык

Употребление букв Ы и И (І) близко к русскому, хотя частично отражает старославянскую ситуацию:

  • после большинства согласных употребление Ы и И смыслоразличительное и фонетически обусловленное (бити — быти и т. п.); но, в отличие от русского, в склонении одного и того же слова могут одновременно встречаться окончания и , например: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);
  • упомянутый выше переход гы, кы, хы в ги, ки, хи в ц.-сл. также состоялся, то есть Ы после гортанных не бывает;
  • после шипящих бывает и Ы, и И; произносится это одинаково, разница только смысловая: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юноши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;
  • написание ци (ці перед гласными) бывает только в заимствованиях (Цицеронъ, Констанція);
  • после приставок на согласную И может как переходить в Ы, так и не переходить; возможны также написания с ъи вместо Ы (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для разных приставок и корней преимущественное написание может быть разным.

Другие языки

В кириллических алфавитах для тюркских, монгольских и финно-угорских языков Ы обозначает либо звук, идентичный русскому , либо близкие по артикуляции заднеязычные или среднеязычные гласные: в казахском , в татарском и др.

Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления

В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:

Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.

(Самуил Маршак).

При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)

Ход занятия.

1. Организационный момент

(дети стоят в кругу)

-Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (3 раза)

— Ребята, мы сегодня с вами продолжим путешествие в страну звуков и букв. А что такое звук? буква?

— Дети: Звуки слышим, говорим.

Буквы видим и читаем.

С какими звуками и буквами познакомились на прошлых занятиях?

Дыхательная гимнастика: пропеть звуки «А», «О», «У», «Э», «ы».

Мальчики сядут за стол, когда назовут слова, в начале которых слышится звук «А», а девочки слова, в начале которых звук «О».

2. — Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Слышится ржание лошади: «и-и-и-го-го», в группе появляется игрушечная лошадка.

Ребята, кто это? (ответы детей) Эту лошадку зовут Искорка.

Как зовут лошадку? И-и-и-скорка. (индивидуальные ответы детей)

Какой звук слышится первым в имени лошадки» (ответы детей)

— Давайте ещё раз позовём лошадку. (И-и-и-скорка)

— Можно ли протянуть, пропеть, проголосить звук «И»?

Есть ли во рту «преграда» при произнесении звука «и»?

Каким одним словом можно назвать такие звуки? (гласные)

(дети сравнивают артикуляцию звука с карточкой)

3. Игра «Внимательные ушки»— дети определяют позицию звука «И» в словах, названиях картинок.

4. Игра «Ловим звук»

— Если услышите звук «и», то хлопните в ладоши

А О И Э ы И А И О ы Э О И ы Э А А Э ы И О ы И О Э А Э О ы А И

5. Знакомство с буквой И.

Звук «И» обозначается буквой И (показ буквы)

На что похожа буква И? (ответы детей)

На калитку посмотри

Чем она не буква И

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. (повтор стихотворения всеми детьми)

Нарисуем букву И кистью, как художники, носом – как Буратино, ногой – как футболист.

6. Игра «Найди место звука» (работа в рабочей тетради)

(индюк, вилка, кит, очки, коньки, малина, игла)

7. Физкультминутка.

Конь меня в поездке ждёт –и-го-ог, и-го-ог!

Бьёт копытом у ворот -и-го-ог, и-го-ог!

Весело кивает гривой и -го-ог, и-го-ог!

Пышной, радужной, красивой -и-го-ог, и-го-ог!

8. Звуковой анализ слова игла (работа в рабочей тетради)

— Сколько слогов в слове игла? (2)

— Сколько звуков? (4)

— Назовите первый звук. «И»

— Какой он? (гласный)

— Каким цветом обозначим? (красным)

— Назовите второй звук. (г)

— Какой он? (согласный, твёрдый)

— Каким цветом обозначим? (синим).

— Назовите третий звук. (л)

— Какой он? (согласный, твёрдый)

— Каким цветом обозначим? (синим)

— Назовите четвёртый звук. (а)

— Какой он. (гласный)

— Каким цветом обозначим? (красным)

9. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два –направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть будем лучше,

убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмём немножко

Точки возле своих глаз

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз.

10. Составление предложений по картинке

«Повернись, покружись,

На лугу окажись».

_Ребята, вот мы с вами оказались на лугу, где пасётся Искорка.

(дети рассматривают картину)

Волшебник Дели подарил волшебную трубу, в которую виден только один предмет. Наведите её на картину и назовите кто что видит (дети делают из кулачков волшебную трубу и называют предметы, нарисованные на картине).

— А теперь к нам пришёл волшебник «Слушай». Закройте глаза. Что вы слышите? (ответы детей)

— С волшебником «Понюхай» мы узнаем, чем пахнет на лугу (дети делают глубокий вдох). (ответы детей)

— С волшебником «Потрогай» мы почувствуем, какое вокруг всё на ощупь.

— Как оказалась Искорка на лугу и что с ней случится потом, вам поможет узнать волшебник «Прошлого и будущего». (ответы детей)

— Поиграем в живую картину – поможет нам волшебник «Оживляем».

— Расскажите,о чём вы узнали после встречи с волшебниками?

(Дети составляют небольшой рассказ по картине)

— Пора нам возвращаться в детский сад.

Все вместе произнесём волшебные слова :

«Повернись, покружись,

В детском саду окажись»

9. Итог занятия.

Нам пора прощаться с Искоркой.

Сказка про букву Ы

Крыса Дылда и Пых-Пых

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:

— Кара-ул!!! — А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

— Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала. — Он же все мои припасы сожрет! — зарыдала Дылда. — Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,— сказал Мыша. — Т-ты что, б-боишься? — тихо спросил Цып. — А т-ты? — С тобой нет.

И они пошли и дрожащими, тонкими голосами запели храбрую песню.

— Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! — лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

— Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,— вытирая усы, сказал Мыша. — А кто же это был? — Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

(Г. Юдин)

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Точки над Ы

Откуда такая фраза, если над Ы точки нет? Ладно в украинском языке можно ставить точки над «і», а причем тут Ы. И что это вообще за занятие такое – расставлять точки.

Оказывается, такое занятие действительно было. Сама фраза о расставлении точек родилась во времена, когда писцы переписывали текст курсивом, и для скорости, а также для красоты, писали, не отрывая пера. Таким образом, сначала писалось предложение или целая часть текста, а заключительным этапом было расставить точки.

Однако, оказывается, эта фраза еще недостаточно полна, поскольку точки расставлялись не только над, но и в других местах слова, не только над «і», и не только точки.

Почему говорят о точках над Ы? Сейчас, пусть не в современном русском языке, но можно встретить слова со старой конструкцией, такие как калмъік, упъірь, рабъіни, где по сути нужны точки на Ы.

Как много точек бывает над словами? В финском над одним словом, например, из 12 символов, может стоять 10 точек.

Где еще ставят точки? Точки ставят не только сверху. В каталонском, к примеру, точки ставятся между буквами одного слова, а во вьетнамском – внизу под буквой. Там же, во вьетнамском, кстати, кроме точек распространены самые разные значки: похожие на галочки горизонтальные и вертикальные, похожие на знак ударения с разным наклоном, значок, похожий на апостроф, а также их совмещение.

А некоторые народы в своих языках использую знаки перечеркивания своих буков. Нам это странно, но у каждого носителя своя историю. Многим кажутся странными наши «ножки» в буквах Щ, Ц, Д, а нам покажутся странными такие же «ножки» в казахском у буков К и Н.

История

Название

В древней кириллической азбуке и церковнославянской азбуке буква Ы носит название ѥры (ст.-сл.) или еры́ (ц.-сл.), смысл которого неизвестен, но явно родственен названиям букв «еръ» (Ъ) и «ерь» (Ь). Буква Ы называлась «еры» в изданиях авторитетного орфографического словаря русского языка Д. Н. Ушакова до 1964 года включительно; в более поздних изданиях словаря она называлась «ы».

Написание

В древнейших формах глаголицы и кириллицы буква Ы построена механическим объединением знака для Ъ или Ь со знаком І или И (в старославянских памятниках встречаются все возможные комбинации диграфа; в старой кириллице элементы буквы могли также соединяться чёрточкой). Числового значения не имеет. В наиболее «классической» форме глаголическую Ы принято рисовать как , а кириллическую приблизительно до XIV века — как ЪІ ъі (Ꙑ ꙑ), для позднейших времён — как современную Ы ы (включая и церковнославянский язык). В русские рукописи современная форма проникает с конца XIV века из южнославянских (балканских) рукописей. В кириллице буква Ы обычно считается 30-й по порядку, в глаголице — 31-й.

Фонология

Гласная фонема /ɨ/, обозначаемая буквой «ы», существовала ещё в праславянском языке. Обычно происходит из долгого праиндоевропейского звука *ū , чем объясняются чередования ы/у, ы/ов и т. п.: слу́шать — слы́шать, со́хнуть — высыха́ть — сухо́й. Согласно Московской фонологической школе, в современном русском языке отсутствует самостоятельная фонема /ɨ/, а звук является лишь аллофоном фонемы /i/ после твёрдых согласных. Петербургская фонологическая школа рассматривает /ɨ/ как отдельную фонему.

Методические приемы для запоминания буквы Ы

Главная задача на этапе знакомства с буквой Ы – запечатлеть в памяти графический образ, научить распознавать его, соотносить со звуком . Сначала малышу необходимо запомнить пространственную конфигурацию, затем закрепить, регулярно повторяя на последующих занятиях.

Методы запоминания буквы Ы не будут отличаться от тех, что использовались при изучении других гласных звуков. Классическими приемами запоминания можно воспользоваться и здесь.

  • Графический анализ (определение частей, из которых состоит буква Ы: две палочки, полукруг).
  • Визуальное сравнение с другими литерами (И, Ь, Ъ: чем схожи и чем отличаются).
  • Мнемонические приемы: на что похожа?
  • Поиск буквы: в картинках, текстах, цепочках, домиках.
  • Воспроизведение образа тактильными, изобразительными способами.
  • Прописывание, печатание, обводка шаблонов буквы Ы.
  • Фонематическое вычленение слов с из устного текста.

Положительные результаты ожидаются при сочетании разных приемов. Малыш должен видеть, слышать, ощупывать букву. Задействовав несколько органов чувств, взрослый помогает усваивать информацию быстро, интересно, легко. При таком комплексном подходе развивается креативность мышления дошкольника, позволяющая узнавать символы в усложненных модификациях: перевернутыми, в зеркальном виде, недорисованными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector