Классы мкб-10: психические расстройства и расстройства поведения (f00-f99)

Контрольный диктант «Битва во ржи»

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.

Логопедическая работа

Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):

  • с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
  • на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
  • нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
  • на развитие способности к звукоподражанию;
  • на развитие артикуляционного аппарата.

Профилактика ЗРПР

При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.

В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.

Развивающее занятие для ребенка

Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина – неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Диагностика задержки речевого развития

При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:

  • оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
  • проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
  • проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
  • оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
  • оценка воссоздания и понимания речи;
  • выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.

Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр

Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка — ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.

Диагноз F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы

Симптоматика, предъявляемая пациентом подобна той, которая возникает при повреждении органа или системы органов, преимущественно или полностью иннервируемых и контролируемых вегетативной нервной системой, т.е. сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной и мочеполовой систем. Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на нарушение конкретного органа или системы. Первый тип симптомов — это жалобы, основанные на объективных признаках вегетативного раздражения, таких, как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор и выражение страха и беспокойства относительно возможного нарушения здоровья. Второй тип симптомов — это субъективные жалобы неспецифического или изменчивого характера, такие, как быстротечные боли по всему телу, ощущение жара, тяжести, усталости или вздутия живота, которые пациент соотносит с каким-либо органом или системой органов.

Кардинальный невроз

Синдром да Косты

Гастроневроз

Нейроциркуляторная астения

Психогенные формы:

  • аэрофагии
  • кашля
  • диареи
  • диспепсии
  • дизурии
  • метеоризма
  • икоты
  • глубокого и частого дыхания
  • учащенного мочеиспускания
  • синдрома раздраженного кишечника
  • пилороспазма

Исключены: психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)

Признаки задержки речевого развития ребенка

Изначально все новорожденные не умеют разговаривать. В это время взаимодействие с окружающими осуществляется с помощью различных тонов плача. И только спустя некоторое время у ребенка начинается становление и развитие речи, которое проходит несколько стадий. Все они обладают огромным значением. При незавершенности одного этапа ребенок не сможет перейти на следующий. Поэтому родители должны вовремя заметить трудности.

При нормальном развитии малыш в 2-5 месяцев уже гулит. С 3 до 5 — пытается выговорить различные слоги, переходя постепенно в период несвязанной речи. С 11 месяцев ребенок пытается произносить свои первые слова. В 2-3 года он начинает строить первые примитивные предложения. Уже с трех лет он должен уметь выстраивать реплики, создавая маленькие тексты, заучивать и пересказывать короткие стихи.

О задержке речевого развития, как правило, свидетельствуют следующие симптомы:

  • в возрасте 4 месяцев и более малыш не откликается на слова, которые ему произносят, не улыбается родителям;
  • у ребенка в 9 месяцев и более нет лепета;
  • ребенок в 1,5 года не может сказать простейшие слова, не знает, как его зовут, названий предметов, которые его окружают, не понимает элементарных команд (таких, как «иди ко мне» или «возьми»);
  • в 2,5 года ребенок знает немного слов, он плохо запоминает наименования предметов, не создает даже простейшие реплики из 2 слов;
  • в трехлетнем возрасте ребенок разговаривает так, что его плохо понимают даже родители. Он не составляет самостоятельно предложение даже из 3 слов, а только повторяет слова, которые слышит от взрослых или из телевизора. Такие дети не соображают, что им говорят, они произносят слова медленно или — наоборот — чересчур быстро, «проглатывают» окончания слов. Они плохо пережевывают пищу, могут подавиться даже мелкими кусочками, у них постоянно открыт рот.

Каждый родитель должен обращать внимание на эти признаки, а при их возникновении сразу обращаться к логопеду. Однако нужно знать, что нормы развития речи могут сильно варьироваться

Не рекомендуется сравнивать своего ребенка с остальным детьми. Становление речи — это индивидуальный процесс

Важно учитывать также то, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Хотя задержки речи у последних встречаются гораздо реже

Если ребенок в трехлетнем возрасте понимает, что ему говорят родители и выполняет все их просьбы, если у него не наблюдаются психические расстройства, то беспокоиться не нужно. Если у него имеются только проблемы с речью, то это может быть проявлением особой готовности к формированию речи. Обязательно нужно посетить врача, если ребенок абсолютно не может разговаривать после трех лет или если его речь невнятная.

Причины артериальной гипертензии у детей

У детей до 10 лет повышение артериального давления чаще обусловлено почечной патологией. У старших детей АД повышается в период полового созревания (в 12-13 лет у девочек и в 13-14 лет у мальчиков), при ожирении, наличии вегетативной дисфункции, гипертрофии левого желудочка, повышенном уровне холестерина и триглицеридов.

Размер манжеты для измерения должен составлять примерно половину окружности плеча или 2/3 его длины. При окружности плеча более 20 см используют стандартную манжету размером 13 х 26 или 12 х 28 см. У детей в возрасте до 10 лет можно использовать манжету размером 9х17 см. B. Маn и соавт. (1991) рекомендуют для всех детей одну манжету — размером 12 х 23 см.

К артериальной гипертензии следует относить значения АД, находящиеся в 95 перцентильном коридоре, а при использовании сигмальных критериев — превышающие норму на 1,5 а. Дети при этом обычно жалуются на головную боль, боли в области сердца, ощущение нехватки воздуха, быструю утомляемость, головокружение.

Причины артериальной гипертензии у детей и подростков

Заболевания

Нозологическая форма, синдром

Болезни почек Гломерулонефрит, пиелонефрит, аномалии строения почек, гемолитино-уремический синдром (ГУС), опухоли, травмы и др.
Патология ЦНС Внутричерепная гипертензия, гематомы, опухоли, травмы и др.
Болезни сосудов Коарктация аорты, аномалии почечных артерий, тромбоз почечных вен, васкулиты и др.

Эндокринные заболевания

Гипертиреоз, гиперпаратиреоз, синдром Кушинга, первичный гиперальдостеронизм и др.

Прочие Функциональная АГ Неврозы, психогенные и нейровегетативные расстройства

Ширина манжеты для детей (рекомендация ВОЗ)

Возраст, годы

Размер манжеты, см

До 1

2,5

1-3

5-6

4-7

8-8,5

8-9

9

10-13

10

14-17

13

  • Чем вызывается артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь)?
  • Патогенез артериальной гипертензии
  • Классификация артериальной гипертензии
  • Диагностика артериальной гипертензии

Причины задержки речевого развития

Речь имеет свои нормы развития и становления. Обычно ребенок пробует разговаривать на втором году своей жизни. До двух лет он только наблюдает за окружающим миром, изучает его и старается все запомнить. К двум годам вся накопленная информация перерабатывается мозговыми клетками, а мышцы речевого аппарата укрепляются, что дает возможность малышу говорить свои мысли вслух и выражать, таким образом, свои эмоции. Хотя во всех правилах есть исключения, в том числе и в речевом развитии. Поэтому в некоторых случаях ребенок начинает разговаривать позже. Этому явлению есть несколько причин:

  • слабое развитие мышц, окружающих рот, или слабый мышечный тонус лица. На это могут указывать предпочтение мягкой пищи, постоянное выпадение еды из ротовой полости, чрезмерное выделение слюны. Данное нарушение чаще наблюдается у малышей, которых слишком рано перестали кормить грудью или не кормили грудью вообще;
  • плохая концентрация слухового внимания. При этой патологии ребенок не может понять предложения, состоящие из большого количества слов, он не слышит фоновые шумы;
  • нарушения слуха. Это один из самых распространенных факторов, провоцирующих задержку речевого развития у ребенка. Дефекты слуха также могут негативно отразиться на умственных способностях. Поэтому главное — вовремя обнаружить проблему и не пропустить наиболее подходящий период для активизации функций слухового прохода, ведущего к области мозга, отвечающей за слух;
  • невостребованность речи. Такое часто случается, когда с ребенком мало общаются или пытаются узнать все желания малыша наперед. В результате у ребенка не возникает необходимость выражать свои эмоции и что-либо говорить с помощью слов;
  • генетическая предрасположенность. В этом случае у детей медленно созревают нервные волокна, ответственные за речь;
  • травмы и повреждения тканей головного мозга, полученные во время родов или в первые несколько месяцев жизни малыша;
  • если родители слишком быстро разговаривают, ребенок не успевает понять смысл сказанного, а спустя некоторое время он перестает пробовать понять то, что ему говорят;
  • перегруженность помещения шумами. Постоянная работа телевизора, разговоры по телефону и просто громкое общение становятся причиной того, что дети перестают придавать значение словам и даже неправильно повторяют услышанную речь;
  • если родители разговаривают на 2 языках;
  • при завышенных требованиях к речи у ребенка может исчезнуть желание говорить;
  • заболевания нервной системы и психические заболевания;
  • тяжелые психические травмы, полученные в раннем детстве;
  • злоупотребление родителями алкоголем;
  • кислородное голодание во время внутриутробного развития;
  • если женщина в период беременности перенесла какие-либо заболевание или отравление, то у ее малыша в будущем также возрастает риск возникновения задержки речи;
  • слабое зрение;
  • патологии головного мозга.

Важно знать, что лечение задержки речевого развития может сильно затянуться и усложниться, если причины патологии речи ребенка не будут выявлены, а провоцирующий фактор будет продолжать оказывать свое негативное влияние. Поэтому детям с данным отклонением рекомендуется пройти полное обследование

Только таким способом логопед сможет максимально точно поставить диагноз.

Симптоматика органического астенического расстройства

Для людей с расстройством характерны плаксивость, эмоциональная вспыльчивость, частые и выраженные перепады настроения, буря эмоций часто по незначительному поводу. Все реакции спонтанны (возникают без серьезной причины, оснований) и неуправляемы.

Человек болезненно реагирует даже на незначительные события, эмоции, как правило, носят негативный характер (гнев, раздражение, обида).

Неприятности воспринимает как «конец света», постоянно вспышки гнева и раздражительности на близких, окружающих людей.

Человек жалуется на регулярную и сильную головную боль, головокружение, снижение или нарушение зрения, повышение артериального давления, шум в ушах. Эти жалобы свидетельствуют о болезни головного мозга, которая привела к органическому эмоционально лабильному расстройству. Они мешают человеку жить и работать, из-за них он идет к врачу.

Характерна гиперчувствительность — болевая чувствительность в ответ на слабое прикосновение к коже, чрезмерная слуховая или светочувствительность, когда обычные по силе звуки воспринимаются как очень громкие (вплоть до развития болевого синдрома), а солнечный свет вызывает сильное слезотечение и резь в глазах.

Важно

Общая слабость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, чувство бессилия — всё это неотъемлемые спутники органического астенического расстройства.

Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство у детей возникает из-за тяжелой беременности матери (токсикоз, угроза выкидыша, эклампсия), осложнений в родах или тяжелых заболеваний раннего детства.

Опытный психиатр может поставить диагноз уже при первом осмотре. К основным проявлениям астенического расстройства относят чрезмерную капризность, частую плаксивость, непослушность, раздражительность, невозможность долго сосредоточиться. У таких детей может появиться внезапная вялость, безынициативность. Нужно дифференцировать эмоционально лабильное расстройство от особенностей характера и возрастных изменений.

Прогноз у взрослых и детей благоприятный при соблюдении рекомендаций лечащего врача.

Диагностика ЗРР

При подозрении на нарушение развития речи педиатр направит ребенка на консультацию к ряду специалистов для уточнения диагноза. Обычно показана консультация невролога, отоларинголога, сурдолога, психолога, логопеда.

Во время диагностики проводится оценка слуха, определяется правильность моторики лицевых мышц, выявляются возможные аномалии строения челюстей и мягких тканей, оценивается уровень психомоторного развития. При подозрении на повреждение мозга, особенно среди детей, пребывающих в группе риска, может быть назначено ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие виды современных исследований.

Диагностика ОНР 2 группы

К диагностике подходят комплексно. В ней принимают участие педиатр и узкие специалисты — отоларинголог, психиатр, невролог, логопед.

Задача педиатра — собрать анамнез, оценить общее состояние здоровья пациента, дать направление к другим врачам.

Задача отоларинголога — оценить остроту слуха, выявить или исключить глухоту и другие нарушения слуха.

Задача психиатра — оценить психическое здоровье пациента, исключить психические расстройства и заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями. К ним относятся, например, аутизм, олигофрению.

Задача невролога — оценить неврологический статус малыша, поскольку чаще всего нарушения речевого развития связаны именно с поражением центральной нервной системы, речевых центров головного мозга. Поэтому невролог направляет пациента на аппаратную диагностику и только после этого ставит диагноз.

Задача логопеда-дефектолога — определить форму и уровень речевого недоразвития и составить коррекционную программу.

В случае необходимости подключают медикаментозную терапию, массаж, физиопроцедуры и логопедический массаж. Важна и роль родителей — они тоже должны заниматься с чадом дома.

В некоторых случаях (например, при ринолалии) необходима консультация челюстно-лицевого хирурга. Возможно, потребуется операция по устранению дефекта, который мешает крохе говорить.

Диагностика у логопеда

Логопед-дефектолог изучает анамнез, полученный в результате осмотров других узких специалистов. Просит родителей предоставить информацию о протекании беременности и родов, речевой активности малыша, когда он начал агукать, сказал первое слово — эти данные очень важны для выявления причин недоразвития.

Логопед оценивает моторику малыша, особенно мелкую, поскольку имеется связь между моторным и речевым развитием.

Далее он оценивает устную речь маленького пациента — каждый ее компонент. Это необходимо для определения речевого недоразвития и степени понимания малышом родного языка. Он оценивает это по 4-м критериям:

  1. Связность. Логопед оценивает, насколько связно и грамотно говорит малыш, порядок слов в предложениях, последовательность и логичность изложения. При общем недоразвитии речи второго уровня дети не могут последовательно излагать свои мысли или рассказать что-то. Для оценки этой характеристики речи логопед дает крохе картинку, которую он должен описать, или аудиозапись, которую нужно пересказать. Или просто задает вопросы, на которые малыш должен ответить;
  2. Лексико-грамматические процессы. Оценивается, насколько малыш понимает множественное и единственное число, падежи, синонимы, антонимы, согласования, а также обобщающие категории, формы, цвета, свойства. Детки с общим недоразвитием речи второго уровня с трудом подбирают нужные слова, одним словом обозначают сразу несколько слов, близких по смыслу, а фразы в целом строит с грубыми ошибками;
  3. Слоговая структура. Сложные слова детки с группой развития речи 2 упрощают, сокращают до 1 – 2 слогов, а также меняют слоги местами, пропускают их;
  4. Звукопроизношение. При ОНР II степени оно страдает. Малыши могут неправильно выговаривать до 20-ти звуков — это почти все группы. Звуковой анализ они провести не могут из-за нарушений фонематического слуха.

На основании полученных данных специалист определяет форму речевой патологии, степень ее выраженности и составляет индивидуальную коррекционную программу.

Диагноз F 48.0 Неврастения

При этом расстройстве проявляется значительная, связанная с культурой вариабельность. Выделяются два основных типа расстройства, в значительной степени перекрывающих друг друга. Главной характерной чертой первого типа являются жалобы на повышенную утомляемость после умственной нагрузки, с которой часто связано некоторое снижение производственных показателей или продуктивности в повседневных делах. Умственная утомляемость описывается больным как неприятное возникновение рассеянности, ослабления памяти, невозможности сосредоточиться и неэффективности умственной деятельности. При другом типе расстройства основной упор делается на ощущение физической слабости и изнеможения даже после минимальной нагрузки, сопровождаемых ощущением мышечных болей и невозможностью расслабиться. Оба типа расстройства характеризуются рядом общих неприятных физических ощущений, таких, как головокружение, напряженная головная боль и ощущение общей нестабильности. Общими чертами являются также беспокойство по поводу снижения своих умственных и физических способностей, раздражительность, утрата способности радоваться и незначительно выраженная депрессия и тревога. Сон часто нарушен в своей начальной и средней фазе, но может также быть выраженной и сонливость.

Синдром утомляемости

При необходимости идентифицировать соматическое заболевание, предшествовавшее данному расстройству, используют дополнительный код.

Исключены:

  • астения БДУ (R53)
  • состояние истощения жизненных сил (Z73.0)
  • недомогание и утомляемость (R53)
  • синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3)
  • психастения (F48.8)

Причины ЗРР

Отправной точкой в развитии нарушения речи может стать несколько десятков факторов, которые условно можно объединить в 3 группы:

I. Пренатальные, оказавшие негативное влияние в период внутриутробного развития:

  • гипоксия головного мозга;
  • врожденная гидроцефалия;
  • аномалии строения органов речи и слуха;
  • нарушение развития структур головного мозга;
  • генетические отклонения, например — врожденная дислексия.

II. Натальные, связанные с нарушениями во время родов:

  • родовая травма;
  • гипоксия на фоне обвития или длительного безводного периода.

III. Постнатальные, сформировавшиеся в раннем детском возрасте:

  • различные нервно-психические расстройства;
  • перенесенные менингиты и другие нейроинфекции;
  • отоинфекции, повреждающие слуховой анализатор;
  • травматические повреждения речедвигательного, речеслухового аппаратов;
  • черепно-мозговые травмы, оперативные вмешательства;
  • задержка развития костно-мышечных структур лицевой части черепа.

Это далеко не полный перечень факторов, способных негативно сказаться на развитии речи и привести к задержке речевого развития у детей 3 лет. Чаще всего найти отправную точку в формировании ЗРР не удается. Особенно «неуловимыми» являются постнатальные факторы. Они способны комбинироваться с проявлением синергии (усиления) повреждающего действия.

Учитывая такую особенность, основной задачей является максимально ранняя диагностика. Чем дольше влияет на ребенка провоцирующий фактор, тем больше повреждения и масштабней потребуется коррекция. Поэтому нельзя упускать даже самые незначительные на первый взгляд проявления.

F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.8 Другое нарушение поведения.9 Без указаний на нарушение поведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector