Антикризисные меры

Содержание:

Особенности протекания и значение критических возрастов

Дети развиваются постепенно и поэтапно. Если условно считать «детством» возраст от 0 до 18 лет, то в нем есть свои периоды. И они не совпадают с годом жизни. Цикличность развития имеет психологические предпосылки. Основными этапами становления ребенка личностью являются: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младшая школа, подростковый возраст, юность.

В каждом из обозначенных периодов дети получают определенные навыки и умения, и каждый из них завершается кризисом, после которого все приобретенное совершенствуется и дополняется. Это, как утверждают психологи, вполне закономерно. Кризисный этап – ступенька для перехода в другой период развития, своеобразный «психологический толчок». Он длится несколько месяцев, но четких границ у него нет. Не всегда удается точно определить, что «перестройка» уже началась.

Итак, основные переходные моменты от одного этапа развития к другому в психологии детей:

  • кризис новорожденного: переход из новорожденности в младенчество;
  • кризис годовалого ребенка: переход из младенчества в раннее детство;
  • кризис трех лет: ступенька из раннего детства в дошкольный период;
  • кризис семилетних детей: дошколята становятся школьниками;
  • подростковый кризис: переход из начальной школы в средние классы (ребенку на этот момент 11 или 12 лет);
  • кризис ранней юности: грань между детством и взрослостью (15-17 лет).

Кризисные состояния у детей проходят по-разному. У одних протекание переломного момента сопровождается повышенной нервной возбудимостью, плохим поведением, а у других – заболеваниями.

Большую роль в создании оптимальных условий для детей, переживающих определенный кризис, играют родители. Им нужно быть уравновешенными, доброжелательными и терпимыми. Поддержка взрослых очень важна для детей в такие сложные периоды.

Кризис у ребенка в возрасте 11-15 лет

Вы когда-нибудь задумывались, что сложнее всего даётся в материнстве? Кто-то ответит: болезни, тревоги… Но каждый согласится, что ещё сложнее признавать материнскую беспомощность.

Все дети разные. Есть те, которые подолгу зависят от родителей, а есть те, кто проявляет независимость прямо с рождения. Это самые трудные дети. В норме независимость проявляется только ближе к подростковому возрасту. Но есть такие дети, которые проявляют все симптомы подросткового возраста уже в 3 года и продолжаться это может до старости. К каждому из них нужно искать свои подходы.

Итак, кризис 11-15 лет, какой он?

  • Негативизм.
  • Нежелание вести диалог.
  • Обесценивание чужого мнения.
  • Равнодушие.
  • Эгоцентризм.
  • Максимализм.
  • Невозможность повлиять на подростка.

Основные жизненные принципы кризиса данного возрастного периода:

  • «Есть только 2 мнения: одно мое, другое неправильное»
  • «Все равно будет так, как я захочу!»
  • «Я – центр Вселенной»

Как растить таких детей? Тут любые способы хороши, главное – обойтись без жертв, чтобы все были живы и здоровы!

Одно «но»: избегайте суровых наказаний и приказов, подросток – это уже не ребенок, он чересчур болезненно воспринимает посягательство на собственную свободу. Какие-либо запреты только усугубят истерику у ребенка.

Учитывайте возрастные особенности своего ребенка для его дальнейшего гармоничного развития. Если хочет гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – не препятствуйте.

Главное, чтобы ваш подросший ребенок всегда мог рассчитывать на ваше понимание и поддержку.

Если вы испробовали все возможные методы, но не в силах самостоятельно справиться с поведением вашего чада в его кризисный период – вам необходим грамотный психолог для ребенка.

Как узнать, что у ребенка кризис 7 лет: анкета для родителей

В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью:
0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка;
1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны;
2 – это именно то, что с моим ребенком происходит.

Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка

  1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.
  2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.
  3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.
  4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.
  5. Мы часто играем с ним/ней в школу.
  6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.
  7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.
  8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Анализ ответов

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.

Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.
Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался

Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.
Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен

Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь

  1. Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.
  2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.
  3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

Кризис 2-3х лет

Кризис 2-3х лет самый известный родителям период детства. Считается, что в этом возрасте дети должны быть упрямыми, капризными, своевольными. Родители не всегда понимают, что они могут с этим сделать и поэтому, зачастую, просто ждут, когда ребенок вырастет и «поумнеет». Такая тактика часто не работает, так как яркие негативные эмоции ребенка могут нарастать, и жизнь взрослых становится невыносимой. Тогда родители обращаются к психологу за советом.

Случай из практики.

Мама и дочка 4х лет, живут с бабушкой. Мама много работает, девочка под присмотром бабушки. Мама обратилась с ребенком к психологу, так как ситуация дома накалилась до предела. Бабушка не справлялась с ребенком, исполняла все её капризы, а когда приходила мама, ребенок постоянно закатывал истерики, пытаясь получить то, что ей хотелось. Ситуация вышла из-под контроля взрослых, мама чувствовала свою беспомощность в сложившейся ситуации. Психолог вел работу с мамой и ребенком параллельно. Девочку с помощью игровой терапии специалист обучал пониманию личностных, временных и поведенческих «границ». Маме психолог помог понять причины поведения ребенка, способствовал формированию новых способов взаимодействия с ребенком, с учетом затянувшегося кризиса 3х лет. Потребовалось немало времени и усилий мамы и специалиста, чтобы получить положительный результат. В итоге обстановка дома улучшилась, ребенок стал спокойнее, отношения в семье стали более гармоничными.

Как вести себя родителям

Протестующий годовалый малыш — довольно распространенное явление во многих семьях. Но как договориться с капризным ребенком, который из ласкового крохи превратился в несговорчивого демона? Есть несколько методов, которые, по мнению психологов, позволят пережить кризисный период с минимальными потерями:

  • Не стоит сломя голову бежать к психологу и пытаться разобраться в чем дело. Кризис 1 года жизни не требует лечения и не указывает на какие-либо проблемы.
  • Позвольте своему ребенку ощутить себя самостоятельной личностью. Например, при посещении магазина пусть он сам выберет себе игрушку.
  • Отбросьте лишние запреты и уберите вещи, которые могут быть опасными для малыша, с поля его зрения. Это позволит минимизировать произношение категоричного «нет».
  • Не пытайтесь пресечь желание ребенка сделать что-то самостоятельно — лучше помогите ему.
  • Не заставляйте делать ребенка делать то, что он не хочет в данный момент. Например, кушать кашу или другую еду. Поверьте, что от голода он точно не умрет.
  • Научитесь понимать свое чадо и будьте внимательны к его просьбам и желаниям на интуитивном уровне.
  • Станьте ребенку другом, а не суровым воспитателем. Проводите с ним больше времени и играйте в детские забавы.
  • Общайтесь со своим малышом. Это не только знак внимания, но и отличная предпосылка к развитию речи. Вы можете делиться с ним совместными планами на день или же просто рассказывать интересные сказки.
  • Привлекайте ребенка в качестве помощника. Поверьте, это станет не только интересным, но и полезным занятием для вашего крохи. С таких мелочей и вырабатываются положительные привычки.
  • Не бегите сломя голову по первому плачу. Тем более если вы точно знаете, что это — каприз. Пусть малыш останется ненадолго в одиночестве — скорее всего он найдет себе другое занятие и прекратит проявлять характер.
  • Приучайте ребенка к словам «надо» и «нельзя».
  • Соблюдайте режим дня, даже если ребенок протестует. Только делайте это в формате игры, а не насильственно.
  • Развивайте интеллект и кругозор малыша. Купите ему соответствующие игрушки и тренируйте мелкую моторику.

Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет

Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, главная черта переходного периода — утрата детской наивности, предсказуемости. Внутренний мир малыша усложняется: он не так открыт людям, анализирует действительность, думает, прежде чем что-то сказать. Родители не всегда понимают мотивы его поступков.

Дошкольник становится школьником: нужно выбирать место в иерархии класса, развивать самостоятельность, искать надежную опору. Игра перестает быть основным делом, ее место занимает учеба. Наблюдается ряд физиологических изменений — в теле, чертах лица. Повышается уровень силы, выносливости, координации.

Появление новых друзей тоже накладывает отпечаток: поиск единомышленников заставляет задуматься о собственных жизненных ориентирах. Ребенок немного отделяется от семьи, сравнивает ее с другими, критикует родителей, даже упрекает за неправильное воспитание («Мама, ты торопишь меня, а сама собираешься так долго, что мы опаздываем!»)

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Кризис 6 лет – «дошкольного детства»

В этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной. Формируется становление внутренней позиции, проявляются интересы, увлечения, вкусы, черты характера. Период кризиса приходится на возраст от 6 до 7 лет.

Проявления и переживания ребенка в дошкольном кризисе:

Ребенок осознает смысл переживаний, проявление эмоций. Формируется отношение к себе, к социальному статусу семьи, своему положению в семье. Наступает промежуток между обращением к ребенку и его реакцией, он переосмысливает предложенную информацию и думает над ответом. Частые споры, высказывание своей позиции, мнения, отношения к ситуации, людям, предметам, действиям. Хитрость и непослушание, отказ от выполнения привычных действий. Демонстративное поведение, желание вести себя как взрослые

Внимание к своей внешности, требовательность в одежде

Чем могут помочь родители?

Прежде всего предоставить ребенку возможность думать и действовать самостоятельно, не забывая говорить о предполагаемых последствиях. Уважение к интересам и вкусам

Проявляйте внимание ко всему сказанному ребенком, учитесь слушать его и отвечать на вопросы, регулярно хвалите за положительные поступки. Подавайте пример собственным поведением, будьте последовательны и терпеливы

Детский развивающий центр «УмНяша» в Солнцево научит ваших детей читать и писать, подготовит к школе. Мы используем передовые методики, которые в игровой форме помогают освоить азы грамматики, математики, английского языка и многое другое.

Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы

На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки

Большинство подростков с удовольствием учатся новому.

Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.

Кризисы у детей младшего возраста

Независимо от темперамента ребенка, возрастной кризис настигает всех малышей. Возрастные кризисы у детей являются нормой. Возрастные изменения в развитии детей влекут за собой возрастные психологические кризисы. Характеристика возрастных кризисов заключается в особенностях поведения, типичного для определенного возраста.

Кризис первого года

Кризис связан с первыми шагами малыша и открывшимися в связи с этим возможностями по изучению окружающего мира. Родителям следует максимально обеспечить безопасность детского помещения, чтобы реже говорить слова «нельзя, выплюнь, не трогай», так как это нервирует ребенка.

Кризис двух-трех лет

Второй возрастной психологический кризис настигает ребенка в возрасте двух-трех лет. Этот период характеризуется упрямством и своенравием, капризами и истериками. Ребенок начинает осознавать собственное «я», говорит о себе не в третьем, а в первом лице. Это основной признак кризиса. Он начинает психологически отделять себя от мамы, и уже многое умеет: завязывать шнурки, мыть руки, поливать цветы, надевать ботинки и т.д. Он начинает ощущать себя самостоятельным, отстаивать свое мнение, даже если понимает, что неправ. Таким образом, ребенок пробует оказывать противодействие другим людям. Это полезное качество пригодится ему во взрослой жизни. Если его излишне баловали, то он становится деспотичным, вынуждает родителей действовать по его правилам, заодно проверяя границы дозволенного.

Не стоит все-время добиваться от ребенка подчинения, а только по необходимости. В мелочах пусть он поступает по-своему. Если все-время добиваться подчинения, он озлобится, и будет чувствовать свою неуверенность и слабость. Дайте ему возможность выбрать самому, например, что он будет есть гречку или макароны, какую одежду наденет на прогулку. Также родителям придется набраться терпения и ждать, когда ребенок сам наденет ботинки, даже если надо спешить.

Запрещается применять силу по отношению к ребенку, иначе у него будет жизненная установка «сильный всегда прав».

Родителям необходимо учиться договариваться с малышом и отвлекать его от негативной ситуации. Его любимые словосочетания «не надо, не хочу, не буду» не принимать близко к сердцу, так как желание и настроение меняется у ребенка очень быстро. Когда он будет настаивать на том, чтобы все делать по-своему, надо дать ему такую возможность (если только действие не угрожает безопасности малыша и его окружению). Пусть он совершит свои ошибки, набьет шишки и сделает выводы.

Родителям надо чаще хвалить детей в каком-либо деле, особенно за помощь взрослым (в уборке, мытье посуды, уходу за одеждой). А если малыш показывает характер, устраивает истерику, то ругать его не стоит. Лучше оставить его одного в комнате, если вы дома; а из общественного места как можно быстрее увести. Он успокоится, лишенный аудитории.

Кризис пяти-шести лет

Этот кризис бывает у детей, которые мало общаются со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже хорошо владеет речью, его привлекают групповые игры. Один он скучает. Если он не посещает детский сад, отдайте его в секцию или кружок.

Кризис семи лет

Данный кризис возрастного развития связан с началом школьной жизни и характеризуется повышенной тревожностью у ребенка. В это трудное время он особенно нуждается в поддержке родителей и разумном режиме дня.

Цена услуги

  • Основные услуги

    Консультативный прием врача (в т.ч. кандидата медицинских наук, взрослый и детский)3 000

Психологическая и, при необходимости, медицинская помощь детям и подросткам при кризисных состояниях.

Кризисы развития – это переход от одного возрастного периода в другой, который знаменуется изменением в психике в соответствии с задачами развития. 

Изменения в перестройке психики выражается прежде всего в личностных особенностях ребенка, таких как: интересы, потребности, степень самостоятельности, деятельности, осознанности, поведении.

Изучением кризисов детского развития занимались множество психологов (Э.Эриксон, З.Фрейд, Э.Геккель, Л.С. Выготский, Ж.Пиаже и другие). Возрастные периоды обсуждались еще древнегреческими философами: Аристотелем, Галеном, Декартом. Почему же тема развития настолько важна?

Возрастные этапы играют огромную роль при дальнейшем формировании особенностей личности и её подхода к жизни, поэтому так важно, чтобы ребенок прошёл возрастные периоды, преодолевая все кризисы и становясь гармоничной личностью.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Кризис первого года жизни

Младенцами дети считаются до того момента, когда начинают ходить и говорить. Эти новообразования, как психолог Выготский назвал все приобретаемые детворой умения и навыки, появляются в возрастном промежутке от 9-ти месяцев до полутора лет. Данный период называется кризисом первого года жизни.

Речевая деятельность и ходьба – отличительные признаки развития годовалого ребенка. Способности ходить и говорить возникают у каждого малыша в разное время. Кто-то произносит первые слова в 10 месяцев, кто-то позже. Так же и с ходьбой. Все индивидуально.

Первые шаги и первые слова делают ребенка более самостоятельным. Происходит некий разрыв между ним и опекой взрослых. Он хочет все делать сам. Родители порой пугаются такой самостоятельности и напрасно тормозят развитие ребенка. Он все равно будет пробовать все «на вкус», такого природа познания мира. Взрослым необходимо проявить терпимость и обеспечить безопасность своего чада. Он будет топать, не держась за руку мамы, будет брать в рот все, что попадется на глаза и заинтересует, попробует и «отдавать команды» с помощью указания пальчиком или начав истерику.

Родителям же необходимо следить, чтобы не задел острые углы или не упал возле твердых предметов, убирать мелкие детали, лекарства и пр., учиться договариваться. Кстати, именно на этом этапе можно заложить основу для хороших взаимоотношений с малышом.

Кризис подросткового возраста

Самым острым кризисом среди всех, которые переживают дети, является подростковый. В нем формирование эго достигает своего апогея. Активность мышления, переживаний просто зашкаливает.

Такая бурная деятельность сказывается и на поведении. Как правило, не обойтись без протеста и противопоставления себя обществу

Важно на этом этапе уберечь ребенка от субкультур, потому что интерес к учебе пропадает, а вот музыка или нечто другое, более отвлеченное в сравнении с учебной программой, притягивает, как магнит

У мальчиков кризис подростка протекает более сложно, чем у девочек. Но и среди них бывают такие, которые проходят этот этап легко, без особых обострений.

Возраст от 11 до 13 лет еще называют переходным. Это и есть ступень из детства во взрослую жизнь, в общество, где ребенок уже не маленькое чадо, а сформировавшаяся личность и часть социума.

В связи с трудным протеканием данного переломного момента взрослым надо быть предельно осторожными в высказываниях и поступках. Зачастую родители прибегают к помощи психолога.

Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам

Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.

Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.

Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.

Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.

Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.

Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.

Как проявляется кризис среднего возраста?

Кризис среднего возраста — это совокупность широкого разнообразия симптоматики. У каждого он проявляется по-разному, общим лишь является превращение ранее привычных черт характера в абсолютно несвойственные с уклоном в сторону депрессивности и уныния. Мужчина в прямом смысле слова может превратиться в истеричку, замкнуться в себе, пребывать в угнетенном состоянии и негативном настроении, подвергать сомнениям все былые принципы и ценности.

Краткий список симптомов, которые обычно указывают на кризис среднего возраста:

  • бессонница;
  • болезненность и слабость;
  • уныние;
  • усталость;
  • невозможность сосредоточиться;
  • сожаления и мысли о том, что не успел сделать;
  • необъяснимое и безудержное стремление обладать — материальными благами (приобрести красный Porshe) или людьми (завести роман с молодой сотрудницей);
  • философские размышления о смысле жизни.

Отправным пунктом кризиса среднего возраста, как и множества других депрессий оказывается скука или ее противоположность — чрезмерная загруженность. И то, и другое создает отличный повод для анализа на тему: «Правильно ли я живу?», «Неужели всё так же пройдут и оставшиеся десятилетия?». Посвятив свои сознательные годы чему-то конкретному, мужчина испытывает жажду разнообразия, дополнительно к чему наблюдается высокий риск абсолютно естественных для данного периода проблем — болезни родителей, проблемы воспитания детей, застой в карьере, первые сбои в собственном здоровье. В совокупности запускается механизм переоценки всего случившегося с перспективой внесения столь необходимого разнообразия в жизнь.

К тридцати годам мужчина так или иначе берет во внимание три факта, являющиеся отчасти стереотипами, а отчасти диктуемыми природой и представлениями традиционного общества:

  • мужчина — олицетворение силы и страсти, похоти, если хотите, что к 40 годам уже не всегда так, чем не повод для депрессии? Если сохранять отменную физическую форму в 20 и 30 лет не просто легко, но для многих и хобби, то после 30 посещения спортзала становятся обязанностью, да и силы уже не те. То же самое касается интимной сферы жизни — если молодому человеку казалось, что силы в постели неисчерпаемы, то момент разочарования близок как никогда;
  • мужчина — олицетворение успешности, и возлагают мужчины всю свою молодость к алтарю профессионализма и карьерных свершений. Кому удается достичь престижа и материальных благ, после 30 может недоставать по-настоящему близких и верных людей рядом, а кто лишь находится на полпути или вовсе не нашел возможности реализовать себя как профессионал сталкивается с сомнениями, а удастся ли достичь вершины и реализовать амбиции сполна;
  • успешный мужчина — это не исключительно карьерист, погоня за таким успехом зачастую оставляет мужчину за бортом человеческих отношений, и если молодость — пора для поверхностных связей, веселья, беззаботности, то становление взрослой личности непременно сопровождается необходимостью в чем-то большем, чем деньги, слава, признание.

Такого рода переживания и осознание того, что былые представления о жизни нынче не совсем объективны, могут превратить крепкого взрослого парня в нытика, а ведь пусть и сложный, но вполне естественный период в жизни можно использовать с пользой для своего личностного становления.

Между тем кризис среднего возраста — отличная возможность стать более умным, спокойным, сильным и, что порой решает, привлекательным для женщин. Необходимо лишь заранее знать некоторые нюансы про этот интересный жизненный период и быть готовым встретить его во всеоружии. Психологи категорически не рекомендуют обманывать себя, закрывать глаза на психологические трудности и продолжать жить как ранее. В таком случае кризис напомнит о себе позже и в более радикальной форме — такими переживаниями, не заметить которые будет уже невозможно.

Главный секрет того, как преодолеть кризис среднего возраста с пользой для своего будущего, заключается в поиске настоящего себя, важно прислушаться, проанализировать прошлое и спрогнозировать будущее. Окончательно посвятить себя карьере, сосредоточиться на достижении материальных благ, построить крепкую семью, остаться рубахой-парнем, открыть для себя разнообразие увлечений, пуститься в путешествия — список можно продолжать вечно, а отдельные его составляющие легко комбинируются

Однако основным отличием принятого решения будет то, что времени на «репетиции» уже нет и именно сейчас необходимо извлечь урок из случившихся ошибок или же укрепить свой успех и отныне с уверенностью следовать намеченному плану.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector