Стржельчик, владислав игнатьевич

Владислав Стржельчик

У стойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.

Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.

Единственное, что пока может предложить Вано — свой княжеский титул. Купец-нувориш Микич Котрянц жаждет выдать свою дочку Сону за аристократа и готов дать большое приданое! Вокруг князя Вано идет уморительно смешная кутерьма. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!

Пьяница и обманщик Вано вышел у Стржельчика невероятно обаятельным. Домочадцы ворчат на князя, но горой стоят за него в любых переделках. К женитьбе он подходит как к суровой необходимости и смешно торгуется: «Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять». В накладе он не останется, правда, в придачу к «тыщам» получит такую «каракатицу», что смотреть не хочется.

Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).

Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика! Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно. Например, в знаменитом спектакле БДТ «Варвары» по пьесе Горького изысканный Стржельчик получил роль пьющего, надломленного Цыганова. Вот как писал о своем огромном впечатлении от актера в этой роли театральный критик Иосиф Юзовский: «Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть. Это трагическая фигура уходящего мира. Меняется человек и из этакого бонвивана, стареющего светского льва становится фигурой трагической».

Владислав Стржельчик проработал в БДТ всю жизнь, исключая лишь годы войны — тогда он служил в пехоте. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения. Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.

Театральные рапсодии

Театралы посолиднее спешили в Александринку на «стариков», а вот БДТ принимала более молодых зрителей, основную массу которых составляли женщины, которые шли на обаятельного и обольстительного Стржельчика. Узнаваемость и теплое отношение публики наконец-то приходят к молодому актеру. Хвалили его работу в спектакле «Враги» (роль Грекова). Владислав Стржельчик, фильмография которого была богата на интересные и запоминающиеся роли, не отказывался и от костюмных ролей. Он с удовольствием соглашался играть в «Разоблаченном чудотворце», «Девушке с кувшином», «Слуге двух господ».

Список фильмов Владислав Стржельчик

1991

  • Дело Сухово-КобылинаАктер (Арсений Андреевич) 
  • ЧокнутыеАктер: Хроника, В титрах не указан (генерал-рогоносец, в титрах не указан) 

1986

  • Тайна Снежной королевыАктер (король) 
  • Лицом к лицуАктер (Евгений Ростопчин, князь) 
  • Исключения без правилАктер (невропатолог (новелла: Голос)) 

1984

  • ПериколаАктер 
  • ОгниАктер (муж Кисочки) 
  • Идущий следомАктер (Игорь Александрович) 
  • Время желанийАктер 
  • Время отдыха с субботы до понедельникаАктер (Алексей) 
  • Европейская историяАктер 

1977

  • Смешные люди!Актер (Пьер. чиновник-взяточник) 
  • Фронт за линией фронтаАктер (Антонов) 
  • ЖенитьбаАктер (Иван Павлович Яичница) 
  • Блокада: Фильм 2: Ленинградский метроном. Операция «Искра»Актер (Фёдор Васильевич Валицкий) 

1976

  • Повесть о неизвестном актереАктер (Тверской) 
  • Всегда со мной…Актер (Ильин Андрей Сергеевич) 
  • Преступление: ОбманАктер (Каретников) 
  • Преступление: НетерпимостьАктер (Каретников) 

1974

  • Повесть о человеческом сердцеАктер 
  • Дорогой мальчикАктер (Мак-Доннел) 
  • Блокада: Фильм 1: Лужский рубеж, Пулковский меридианАктер (Фёдор Васильевич Валицкий) 
  • Соломенная шляпкаАктер (Антуан Петипьер Нонанкур, отец невесты) 

1973

  • Открытая книгаАктер (Валентин Крамов) 
  • Моя судьбаАктер (Геннадий Александрович Барабанов) 
  • ИстокиАктер (Матвей Крупнов, дипломат) 

1972

  • 31-й отделАктер (бывший сотрудник 31-го отдела) 
  • Визит вежливостиАктер 
  • Приваловские миллионыАктер (Половодов) 
  • Дни предательства / Dny zradyАктер (Litvinov) 
  • Меченый атомАктер 

1970

  • Двадцать седьмой неполныйАктер (Виктор Николаевич Карташов) 
  • Конец атаманаАктер (атаман Дутов) 
  • Корона Российской империи, или Снова неуловимыеАктер (Нарышкин) 
  • Мир хижинам – война дворцамАктер (Винниченко) 
  • Крушение империиАктер 
  • Освобождение: Направление главного удараАктер (Антонов) 

1969

  • Смерть Вазир-МухтараАктер (Чаадаев) 
  • Он был не одинАктер (капитан) 
  • ЧайковскийАктер (Николас Рубенштейн) 
  • Освобождение: ПрорывАктер (Антонов) 
  • Адъютант его превосходительстваАктер (генерал Ковалевский) 
  • Старый знакомыйАктер: Хроника, В титрах не указан (в титрах не указан) 

1968

  • Освобождение: Огненная дугаАктер (Антонов) 
  • Перед бурейАктер (Иван Коломийцев) 
  • Наши знакомыеАктер (Борис Капилицын) 

1967

  • Штрихи к портретуАктер 
  • Софья ПеровскаяАктер (Александр Второй) 
  • Весна на ОдереАктер (Красиков) 
  • Генерал РахимовАктер (генерал Фрике) 
  • Майор «Вихрь»Актер (Берг) 
  • Война и мир: Пьер БезуховАктер (Наполеон) 
  • Война и мир: 1812 годАктер (Наполеон) 

1965

  • Обещание счастьяАктер 
  • Третья молодостьАктер 
  • Война и мир: Андрей БолконскийАктер (Наполеон) 
  • Война и мирАктер (Наполеон Бонапарт) 
  • Гибель эскадрыАктер 
  • Гранатовый браслетАктер (Николай Николаевич) 

Смерть

Первый тревожный сигнал был на репетиции спектакля «Макбет» в 1994 году. Стржельчик забыл текст и не мог произнести даже двух предложений – раньше такого не случалось. Людмила Павловна настояла на обследовании – диагноз был неутешительный – опухоль мозга. Мужу она так и не решилась сказать правду. 

Могила Владислава Стржельчика

Врачи говорили, что опухоль неоперабельная, но в нейрохирургическом институте нашелся врач, который взялся за операцию. После операции Владиславу Игнатьевичу стало легче, он сам поднимался с кровати, гулял по саду. Супруги полтора месяца провели в санатории, но болезнь вернулась.

11 сентября 1995 года актера не стало. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Вдова Стржельчика говорит, что это был единственный раз, когда она оказалась бессильна помочь любимому мужу.

Его киношедевры

Долгая и теплая дружба сложилась у Владислава Стржельчика с кинематографом. Ролей было очень много, все настоящие, объемные, исключающие любые стереотипы. Ни разу нельзя было сказать, что какой-то характер был для актера случайным. Он был римским правителем из «Визита вежливости» и Яичницей из «Женитьбы», Андреем Туполевым в «Поэме о крыльях» и авантюрист Нарышкин из «Короны Российской империи», бесстрашно разгуливающий на руках по парапету Эйфелевой башни.

Одновременно благодатной и сложной оказалась роль хорошего человека и великолепного авиаконструктора Андрея Николавича Туполева. Этот характер был очень ярким, масштабным, просто поразительным. В этой личности было все: и человек, и эпоха.

В другой картине — «Адъютант Его превосходительства» — он очень аккуратно входил в быт героев, в их личную жизнь. Да и само это произведение по своей форме достаточно камерное. Оно требовало от Стржельчика несколько иных подробностей в характеристике его героя, других деталей.

Факты из жизни Стржельчика

Владислав был признан многогранным актёром.

Он мастерски отыгрывал любую роль, полностью вживаясь в образ. Таланту этого человека завидовали многие состоявшиеся артисты. О сотрудничестве со Стржельчиком мечтал практически каждый режиссёр. Однако, Владислав соглашался далеко не на все предложения.

Фото: biografii

Фильмография актёра состоит из 126 проектов. Владислав снимался в фильмах и сериалах на протяжении 50 лет. За это время ему доставалось немало сложных ролей, которые требовали профессиональных навыков. Но Владислав справлялся со всем. И во многом это заслуга его супруги Людмилы, которая была с ним до смерти.

Фото: biografii

Театр великих мастеров

— Вы с такой любовью вспоминаете коллег.

— Это всё — моя семья. К сожалению, уже почти никого не осталось. Помню, как Стржельчик, подарил мне ботинки, в которых выступал на концертах, лакированные. Кирилл Лавров — мой отец в театре. Он дал мне дорогу в профессию. Кирилл Юрьевич — редкой души был человек. Не любил, когда врут, а я всегда говорил правду. Он был ребенком войны. Пытался удрать на фронт, но его поймали и вернули матери. Потом служил на Дальнем Востоке, летал бортмехаником на самолете П-2. Помнил Устав караульной службы на японском языке!

А Олег Басилашвили — мой крестный отец в кино. Он «продал» меня Эльдару Рязанову на маленький эпизодик в фильме «Привет, дуралеи!». Я придумал себе образ, характер, показался режиссеру и в конце заявил: «Ну, хоть живое место в фильме будет». Рязанов назвал меня нахалом, но в фильме оставил.

Рязанов назвал4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Вы чувствуете себя мастодонтом?

— Нет, я чувствую себя неполноценным артистом, потому что у меня осталось только кино. Мне приходят приглашения из антреприз. Не хочу ничего плохого говорить, но это не моё.

— Обратно не хочется на сцену?

— А куда? Того БДТ, которому я служил, к сожалению, уже не повторится. Это великий театр — Большой драматический.

— В нынешний БДТ не хотите?

— Нет. Театр — как цветок. Его посадили, он вырос, расцвел, потом начинает вянуть, опадать. Приходит садовник, сажает новое растение. Наш БТД остался в прошлом. Понимаете, после того, что было, идти в какой-то другой театр, это всё равно, что, увидев раз подлинник Рубенса, потом смотреть на репродукцию.

В театре для меня важен режиссер-единомышленник. Таким был Темур Нодарович Чхеидзе. А еще в БДТ ставил Жак Лассаль из «Комеди Франсез». Я играл у него в «Жорже Дандене». По-русски вообще не говорил, с двумя переводчиками. Но он поверил в меня.

— Один кинокритик признался мне, что следит за вами и считает молодым Леоновым.

— Очень приятно.

— Есть ли у вас ориентиры в профессии?

— Ориентир у меня один — не посрамить нашу великую русскую театральную школу. Ту — старую, настоящую, школу переживания. Она другая, нежели сейчас. Когда обладаешь классическими знаниями, у тебя есть фундамент. И дальше ты существуешь, играешь, как хочешь.

— Актерскому мастерству надо учиться?

— Надо. И у хороших мастеров. А потом, лет десять поработать в театре. Без знаний ты можешь сниматься, пока не потребуется играть еще кого-то, кроме себя. Хотя, бывают исключения.

Театр остается в тебе на всю жизнь, он питает тебя. Мне моя коллега из Москвы Юля Сулес подарила футболку: на груди — Товстоногов с сигаретой, а на спине надпись — «Бывших БДТэшников не бывает». Я ее всегда надеваю на важные события.

Рязанов назвал5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Чтобы все знали, какой рядом мастер?

— Нет. Этим я не кичусь. Просто счастлив, что видел настоящих мастеров, что застал время, когда преподавали великие, что имел счастье стоять с легендами на одной сцене, впитывать, учиться, играя не эпизоды, а главные роли.

Хотя, анализируя то, что происходит в западном кинематографе, и понимаю, что и им уже надоело «клиповое мышление», «рваный монтаж». Люди хотят видеть глубокие фильмы. Вы понимаете, всё кино уже снято. Пришло время ремейков. Оригинальных сценариев очень мало. И когда они появляются, для всех это большой подарок.

— В кино проблема хороших сценариев, а в театре напряженка с современными пьесами.

— Поэтому ставят классиков. Но и тут умудряются вставить свои пять копеек. Вся проблема в том, что режиссеры не могут или не хотят поставить пьесу так, как написал ее автор и донести до зрителя то, что он хотел сказать. Почему классика не устаревает? Потому что в этих произведениях подняты темы, которые актуальны во все времена, они не решены, поиск решений продолжается. Чехов, Островский, Брехт, Стоппард останутся на века. Сейчас время бабочек-однодневок.

Не поймите неправильно, я не занимаю позицию рутинера, мол, ничего нет нового. Мне нравятся некоторые режиссерские замыслы. Например, спектакли Саши Морфова. Он потрясающий болгарский режиссер, который поставил в Et Cetera у Калягина «Король Убю», «Дон Кихот». Да, это классика. Но он ее сделал по-современному. От сцены не оторвать глаз. Я за театр переживания и проживания.

Справка «Известий»

Ян Цапник окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. С 1992 по 2005 год — актер Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. В кино дебютировал в 1987-м. В фильмографии актера более 200 картин, в том числе «Горько!», «Призрак», «Бригада», «Лед», «Гоголь», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и др.

Сын народного артиста

— Вы всегда с большой нежностью рассказываете о родных. Чувствуется, что у вас семейная идиллия. Они по вам скучают?

— Конечно, и я скучаю по ним. Мы счастливые люди в этом плане. Видимся мы нечасто. Теперь встретимся с Галей на премьере в Москве. Дочка Лиза тоже придет, если успеет после занятий. Она учится в «Щуке» у замечательного мастера Михаила Петровича Семакова.

— У вас театральная династия. Ваш папа — народный артист Юрий Цапник, служил в челябинском театре.

— Да, папа был очень талантливым актером, еще был почетным гражданином Челябинска.

— Выбирая амбициозную профессию, хочется покорять столицу. Вы видите в провинциальных артистах героев?

— Везде герои существуют — и в провинции, и в столице. Думаю, что настоящий актер не задумывается об этом. В 1960-е, 1970-е, 1980-е годы было глубоко фиолетово, где играть. Работаешь, допустим, в Челябинске или в Свердловске, а снимаешься в Москве, в Ленинграде. Не было границ в профессии. Это сейчас разделилось: пара «жирных» городов, а всё остальное называется провинцией.

Папу в свое время приглашали в «Современник».

Рязанов назвал2

Заслуженный артист РСФСР Юрий Цапник (в центре) в спектакле «Родненькие мои» на сцене Челябинского драматического театра им. С.М. Цвиллинга, 1987 год

Фото: ТАСС/Борис Клипиницер

— Он отказался?

— Да, потому что в Челябинске у него была работа, дружный коллектив. Команда и семья — одно и то же. Есть люди, которым ты всё всегда простишь, и они тебе тоже. Они чувствуют тебя на химическом уровне, понимают с полуслова.

— И его не соблазнил столичный «Современник»?

— Как вам объяснить? Когда у Малого театра стояла конная милиция, потому что все пытались попасть на спектакль челябинского театра «Бал манекенов», поставленный великим польским режиссером Ежи Яроцким, а музыку писал Станислав Радван, то завидовали папе.

Я из Челябинска поехал в Свердловск поступать и поступил к великому мастеру Ярополку Леонидовичу Лапшину (режиссер «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы». — «Известия»). Я хотел стать актером, а какой город, мне было совершенно плевать!

Сейчас люди, ценности, отношения стали другими, страна уже другая. Все, как слепые котятки, ползут куда-то к кормушке, не знаю, зачем.

Литература

Рыжова В. Владислав Стржельчик // Актёры советского кино. — Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1973. — С. 268—283.

Забозлаева Т. Б. Владислав Стржельчик / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.. — Л.: Искусство, 1979. — 192, с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз. (в пер.)

О Владиславе Стржельчике на сайте rusactors
Владислав Стржельчик на страницах книги Владимира Рецептера «„Эта жизнь неисправима…“: Записки театрального отщепенца»
Владислав Стржельчик на страницах книги Владимира Рецептера «Ностальгия по Японии: гастрольный роман» 1

Военные страшные годы

Стржельчик Владислав был на фронте на протяжении всей Отечественной войны. Сначала он находился в действующей армии, позже — в военном ансамбле. Даже спустя много лет после того, как война окончилась, Владислав вспоминал это страшное время, тот холод и голод, которые постоянно его сопровождали. Он всегда старался привезти выделяемый ему паек родителям, когда те жили в блокадном Ленинграде. Владислав Стржельчик, фото которого часто появляется на страницах глянцевых изданий, добирался до города за три десятка километров — когда пешком, когда на попутных машинах. Бывало, что и попадал под обстрел. Того ужаса, который он тогда пережил, актер не мог забыть до самой смерти. Наверное, именно после тех ужасных дней у него сформировалась привычка заполнять холодильник разными продуктами. Он постоянно покупал все впрок и обязательно в больших количествах.

В 1947 году Владислав Стржельчик, биография, личная жизнь которого вызывала неугасающий интерес у поклонников его необыкновенного таланта, получил диплом об окончании школы-студии при Ленинградском БДТ. В следующем году он уже находился в составе труппы театра им. Максима Горького (сейчас — им. Г. Товстоногова).

Владислав Стржельчик: биография

31 января 1921 года в обычной петроградской семье родился сын, которого назвали Владиславом. Он был вторым ребенком, но очень долгожданным. Его родители жили скромно, образования у них не было, но тем ценнее была их врожденная интеллигентность. Наверное, поэтому Владиславу Стржельчику так удавались роли аристократов на сцене театра и кино. Мать работала в Эрмитаже, пока не началась война. Отец – поляк по национальности, был глубоко верующим человеком и тайно посещал костел. Когда сыновья подросли, он водил их с собой на службу. 

Актер Владислав Стржельчик

Там, под сводами храма, в душе Владислава зародилась любовь к театру, ведь церковная служба чем-то напоминает театральное действо. Во время богослужения мальчик выполнял небольшие поручения настоятеля – приносил святую воду, подавал церковную утварь и ощущал себя частью происходящего.

Старший брат Владислава Стржельчика — Петр — в детстве увлекался литературой, хорошо учился в школе, с «красным дипломом» окончил институт связи. Он был образованнее и интеллигентнее, но после войны так и остался в армии. На этой почве братья почти не общались.

Владислав Стржельчик в молодости

В школьные годы Влад дневал и ночевал в драмкружке. Родителей устраивало, что сын занят делом и не шатается по улицам. После школы Стржельчик решил поступить в студию при Большом драматическом театре. Его приняли на курс Бориса Бабочкина, но через год призвали в армию. Потом началась война – сначала Владислав Стржельчик воевал на передовой, затем его перевели в военный ансамбль. В театральную студию он вернулся после победы и продолжил обучение.

Серьезен, как никогда

В своей жизни и в любимой работе актер придерживался несколько педантичных правил. Может быть, кому-то это покажется слишком нудным и совершенно ненужным, но только не такому мастеру, каким был Стржельчик. Он никогда не позволял себе опоздания даже на пять минут на репетицию. Его ужасно раздражало, если кто-то из его партнеров забывал реплики или недоучил свою роль. Если кто-то из артистов, находящихся одновременно с ним на одной сцене, не так точно, как это требовалось по роли, следовал заданному режиссерскому узору, Стрежельчик мог вспыхнуть как факел.

Его работа была для него очень дорога, даже священна. И относился он к ней с огромной любовью и скрупулезностью. Владислав Игнатьевич всегда находился в форме, всегда в голосе. Ведь голос — это инструмент его работы, а профессионал, к коим актер себя оправданно относил, не имеет права выпить накануне спектакля и посадить себе голос.

Постепенно, из года в год, ему удалось перейти из ролей легких, летящих, к достаточно драматическим и характерным — в «Трех сестрах» он играл Кулыгина, в «Обрыве» — Райского, в «Варварах» — Цыганова.

Сокровенное

Много лет в театре об актере сплетничали, что он не оставляет вниманием ни одну симпатичную женщину. Он обожал женщин, у каждой знакомой в момент встречи обязательно интересовался ее жизнью, семьей, детьми

Одновременно с этим он был ревнивым человеком, который был убежден: мое и только мое. Таким был Владислав Стржельчик. Личная жизнь его была связана с его супругой, Людмилой Павловной, которую он искренне любил.

В их доме всегда был идеальный порядок. Они умели жить красиво. Дом Стржельчиков отличался от других тем, что там все было изысканно.

Однажды на сцене актер забыл кусочек своего текста и даже не понял, что произошло. Диагноз, который ему поставили, поражал своей жестокостью: рак мозга. Уходил он долго, мучительно. И никто из знавших его не мог поверить, что это конец. Ведь Стржельчик и смерть просто не вязались один с другим. Таким остался в памяти миллионов Владислав Стржельчик. Семья его была небольшой, но в ней царила любовь. Актер был как сама жизнь. Сердце его остановилось 11 сентября 1995 года.

Фильмы

В кино Владислав Стржельчик начал сниматься в 1942 году. Его первый экранный образ – финский офицер-белогвардеец в картине «Машенька». Но популярность пришла к актеру гораздо позже, через 23 года, когда он сыграл генерала Готбурга в фильме «Как вас теперь называть?».


Владислав Стржельчик в фильме «Как вас теперь называть?»

Многие его роли стали классикой советского кино. Ему одинаково хорошо удавались образы Наполеона в «Войне и мир», афериста Нарышкина в «Короне Российской Империи», отца невесты в «Соломенной шляпке», Лестока в «Гардемаринах, вперед!».


Владислав Стржельчик в фильме «Война и мир»

В 1965 году артисту было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а через 9 лет он стал Народным артистом СССР. Также он занимался педагогической деятельностью: преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа в 1959—1968 гг., в Ленинградском институте культуры — с 1966 г.


Владислав Стржельчик в фильме «Гардемарины, вперед!»

Последними работами Владислава Стржельчика в кино стали роли в фильмах «Перикола» (1984), «Лицом к лицу» (1986), «Тартюф» (1992), «Провинциальный бенефис» (1993), «Трагедия века» (1994).

Личная жизнь

Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первая супруга Ольга Михайловна родила актеру дочь Марину. Но отношения в семье не сложились. Владислав продолжал жить с женой ради ребенка, пока не встретил Людмилу Шувалову. Их знакомство случилось на юге, где оба находились на гастролях. Людмиле было 24 года, Владиславу – 30. Она — из Москвы, он — из Питера. После возвращения актёр сразу же позвонил ей, приезжал в Москву, когда мог вырваться. Вскоре пара решила жить вместе.


Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Владислав ушел из семьи, и счастливые влюбленные поселились в съемной комнате без окон. Переезд в Ленинград пугал родителей Людмилы, но они отпустили дочь. Семь лет они жили в гражданским браке, а потом расписались.

В этом союзе не было детей – Людмила Павловна сознательно отказалась от материнства, посвятив себя мужу. Его жизнь была занята театром, а все бытовые хлопоты легли на плечи жены. Он обожал супругу и уютный дом, в котором всегда было чисто и изысканно.


Владислав Стржельчик и Дмитрий Исаев

Стржельчик был очень ревнив, а Шувалова закрывала глаза на его романы. Отметим, что известного актера Дмитрия Исаева считают в СМИ и актерской среде внебрачным сыном Владислава Игнатьевича. Впрочем, как говорит вдова актера, в их доме эта тема была закрыта. Стржельчик почти не общался с дочерью, а сына при жизни не признал. Впервые Людмила Павловна увидела юношу на похоронах мужа.

Расписались только через 7 лет

— Это было в июне 1950 года в Сочи, — вспоминала Людмила Павловна при встрече. — Я отдыхала, БДТ там гастролировал. Владик уже был ведущим молодым актером, а театр имел сумасшедшую популярность. Нас познакомили, мы стали видеться

Я только окончила училище, и мне было лестно его внимание. Говорил он в основном о театре

Но между прочим заметил, что женат и семейная жизнь не ладится. Я не придала этому значения. В Москве меня ждал человек, который хотел на мне жениться…

Однако уже через полгода я переехала в Ленинград. Сейчас даже сложно представить, что это произошло со мной! Какое-то наваждение… Представляете, что значило раньше потерять московскую прописку? К тому же меня только приняли в Театр Гоголя. Но я вдруг поняла, что хочу быть с этим человеком… И хотя папа был категорически против моего отъезда, работая в отделе культуры в Совмине, помог сделать мне перевод в БДТ. А провожая, сказал: «Будет трудно — немедленно возвращайся».

Конечно, меня смущало, что Владислав Игнатьевич женат. Но со временем я поняла, что первая его супруга была далека от театра и вела свою жизнь. Думаю, поэтому произошел разрыв. Мне казалось, Владику очень плохо оттого, что его не поняли. В БДТ нам пошли навстречу — дали комнату в общежитии, хотя мы не были расписаны, а Стржельчик не разведен. Однако все же пытались влезть в нашу жизнь: парторганизация, комсомол…

Владислав Стржельчик в сцене из спектакля «Третья стража» в постановке Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького. Фото: РИА Новости/ Вера Петрусова

Татьяна Уланова, АиФ.ru: Вас сразу обеспечили работой?

— О чем вы говорите? Это теперь молодежь сразу требует Гамлета! Владик окончил студию при БДТ, театр растил его для себя. А я кто такая? С улицы пришла туда, где блистали свои звезды. Начала с массовки. Но и потом не заняла положения, достойного актрисы БДТ, всю жизнь посвятив мужу.

— Отказывались от ролей?

— Бог с вами! Мне просто их не давали. Театр жесток. Ему нужно принадлежать на сто процентов! Я бы не отказалась ни от одной рольки, но в театре сразу видно, чем человек дышит. Все знали, что для меня главное — Владик. После репетиций я стремглав бежала домой, чтобы приготовить ему обед…

Несмотря на то, что расписались мы только через 7 лет, у меня не было комплекса незаконной жены. Мне было хорошо с ним, и я никогда ничего не требовала. Хотя он был совсем не простой человек — уже избалован успехом. Через три года — в возрасте 33 лет! — получил заслуженного. В те времена! У-у-у, что вы, это было чудо! Однако при всем своем благополучии внутренне он был очень незащищен и нуждался в поддержке.

Карьера актера

Актерская стезя Стржельчика была весьма многогранной. Бесконечное количество образов, смена амплуа, знаменитые партнеры. Он относился к работе в кино так же ответственно, как и к театральным постановкам. Первыми ролями стали образы второго плана. Но даже небольшие, эпизодические фрагменты Стржельчик играл так, что они запоминались зрителям. Дебютным фильмом молодого артиста стала картина «Машенька», снятая в начале войны, в 1942 году. Военная форма весьма подходила аристократичной выправке Стржельчика, и предложений ролей военных в его актерской карьере было немало.

Владислав Игнатьевич был разноплановым актером. Он мог рассмешить зрителя, или, напротив, заставить задуматься. Но, главное – он никогда не оставлял никого равнодушным по отношению к своим героям.

Карьера в театре

Театральная биография Владислава Стржельчика началась в послевоенном Ленинграде с дебютного выхода актера на подмостки БДТ. Его первая роль – это благородный влюбленный Клавдио в спектакле по пьесе Уильяма Шекспира «Много шума из ничего». Затем последовали роли в постановках «Враги», «Слуга двух господ», «Девушка с кувшином». Позднее сполна раскроется драматический талант Стржельчика в спектаклях «Обрыв», «Варвары», «Три сестры».

Владислав Стржельчик на сцене театра

Сценические образы Стржельчик создавал весьма точно, буквально вживаясь в них. Отношение к работе у Владислава Игнатьевича всегда было ответственным. Он непременно вовремя являлся на репетиции и не позволял себе и партнерам заучивать тексты кое-как. Все указания режиссера выполнялись им в точности, и за все время работы он ни разу не явился на спектакль в плохой форме.

Коллеги по сцене в один голос твердили, что работать со Стржельчиком одно удовольствие. Он был точен, понятен, не капризен. К тому же, Владислав Игнатьевич всегда тонко чувствовал партнера по сцене. Последние выходы на сцену давались Стржельчику непросто. Он стал забывать тексты, его мучили головные боли. В конце своей театральной карьеры Владислав Игнатьевич играл все в том же любимом БДТ.

Фильмы с Владиславом Стржельчиком

Киноискусству актер Владислав Стржельчик посвящал большую часть своей жизни. Он создавал комичные и полные драматизма образы, проживая, а не играя их на киноэкране. Фильмы сменяли друг друга, талантливый артист постоянно получал предложения на характерные роли, и играл их особенно, с душой.

Стржельчик в фильме «Враги» (1953 г.)

Дебютной ролью актера стал образ белофинского офицера в фильме «Машенька», снятого в 1942 году. Фильмов, в которых Владислав Игнатьевич Стржельчик открывает силу и благородство характеров людей, посвятивших себя военному делу, в его актерской работе будет множество.

Актер в фильме «Адъютант его превосходительства»

Самыми яркими ролями в кинобиографии актера стали образы генерала Ковалевского в кинофильме «Адъютант его превосходительства» и французского полководца Наполеона в кинокартине «Война и мир». Интересные образы были созданы Стржельчиком в кинофильмах «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Соломенная шляпка», «Женитьба», «Гардемарины, вперед!», «Поэма о крыльях»,«Тартюф».

Театральная деятельность знаменитого артиста

Первые несколько лет отечественный актер Владислав Стржельчик был во вспомогательном составе, но в сорок седьмом году будущего артиста зачислили в основную труппу Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Дебютом актера стала роль Клаудио в спектакле под названием «Много шума из ничего». В дальнейшем была работа в постановке «Враги».

Критики высоко оценили талантливого юношу. Владислав Игнатьевич регулярно появлялся в костюмированных спектаклях. Он запомнился публике по ролям в постановке «Слуга двух господ», а также спектакле под названием «Девушка с кувшином».

Как фиктивный брак просуществовал 46 лет: история Владимира и Татьяны Винокур

Почему 10 февраля нельзя обижать кошку: приметы на Ефремов день

Невестка Валерии показала поклонникам бриллиантовый подарок новорожденной дочери

Будущий знаменитый артист Владислав Стржельчик всегда приходил вовремя на репетиции, всегда полностью учил текст и представал перед публикой в отличной форме. В дальнейшем он стал играть драматические роли в спектаклях.

Соломон Грегори в исполнении Стржельчика в постановке «Цена» покорил даже критиков – они признали его настоящим шедевром. Владиславу Игнатьевичу удалось так вжиться в роль девяностолетнего старика, что спектакль показывали на сцене драматического театра двадцать пять лет. Все эти годы постановка держалась только на Стржельчике.

Тонкий юмор российского актера всегда выручал и на сцене. Коллегам легко работалось с Владиславом Игнатьевичем, а театралы получали удовольствие. Пример – князь Вано в спектакле «Ханума». Запомнился тандем с Алисой Фрейндлих в постановке под названием «Этот пылкий влюбленный».

Чужой ребенок, любовница и тест ДНК. Что случилось в семье актера Олега Карина

Роботы «захватят» наши дома к 2030 году и полностью избавят от домашней рутины

Простой, но стильный дизайн маникюра, который можно сделать в домашних условиях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector