Умножение
Содержание:
- Montessori Maths Multiplication
- Обычное представление
- Вы здесь
- Таблица умножения и деления
- Не превращайте обучение в стресс
- Принцип умножения
- Сокращенная таблица умножения до 20
- 5+ игр для быстрого запоминания таблицы умножения
- Отличный тренажер по таблице умножения и деления
- Определение слова «Умножение» по БСЭ:
- История появления
- Умножение многозначного числа на многозначное
- Объясните принцип работы
Montessori Maths Multiplication
Приложение Montessori Maths Multiplication есть три игры на умножение: Missing Digits (нужно вставить недостающие цифры, чтобы получить правильный ответ), Wiz Quiz (помогает справиться с проблемами, возникающими при умножении в столбик) и Bubble Game, в которой игроку задается вопрос, а ему нужно выбрать шарик с правильным ответом.
Ребенку нужно осваивать умножение начиная с единиц, переходя на десятки, сотни, а затем и на тысячи. За правильные ответы игроки получают дополнительные очки, которые можно потратить на улучшение своего игрового персонажа. Есть также три вспомогательных инструмента, которые помогут малышу научиться умножать: игру в марки, арифметические счеты с бусинками и доску умножения.
Вы можете подстроить приложение под потребности вашего ребенка, зайдя в раздел настроек. Здесь вы можете указать самые маленькие и самые большие множители, с которыми нужно попрактиковаться малышу, и при необходимости изменить другие параметры игры.
Доступно для Android и iPhone.
Обычное представление
× | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 | 39 | 42 | 45 | 48 | 51 | 54 | 57 | 60 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 56 | 60 | 64 | 68 | 72 | 76 | 80 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | 66 | 72 | 78 | 84 | 90 | 96 | 102 | 108 | 114 | 120 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 | 77 | 84 | 91 | 98 | 105 | 112 | 119 | 126 | 133 | 140 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 | 88 | 96 | 104 | 112 | 120 | 128 | 136 | 144 | 152 | 160 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 | 99 | 108 | 117 | 126 | 135 | 144 | 153 | 162 | 171 | 180 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 |
11 | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 121 | 132 | 143 | 154 | 165 | 176 | 187 | 198 | 209 | 220 |
12 | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 120 | 132 | 144 | 156 | 168 | 180 | 192 | 204 | 216 | 228 | 240 |
13 | 13 | 26 | 39 | 52 | 65 | 78 | 91 | 104 | 117 | 130 | 143 | 156 | 169 | 182 | 195 | 208 | 221 | 234 | 247 | 260 |
14 | 14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | 140 | 154 | 168 | 182 | 196 | 210 | 224 | 238 | 252 | 266 | 280 |
15 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 150 | 165 | 180 | 195 | 210 | 225 | 240 | 255 | 270 | 285 | 300 |
16 | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 128 | 144 | 160 | 176 | 192 | 208 | 224 | 240 | 256 | 272 | 288 | 304 | 320 |
17 | 17 | 34 | 51 | 68 | 85 | 102 | 119 | 136 | 153 | 170 | 187 | 204 | 221 | 238 | 255 | 272 | 289 | 306 | 323 | 340 |
18 | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 | 144 | 162 | 180 | 198 | 216 | 234 | 252 | 270 | 288 | 306 | 324 | 342 | 360 |
19 | 19 | 38 | 57 | 76 | 95 | 114 | 133 | 152 | 171 | 190 | 209 | 228 | 247 | 266 | 285 | 304 | 323 | 342 | 361 | 380 |
20 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 | 240 | 260 | 280 | 300 | 320 | 340 | 360 | 380 | 400 |
Вы здесь
Таблица умножения и деления
Файлы:
Вложение | Размер |
---|---|
Таблица умножения и деления, картинка с пояснением | 74.46 КБ |
Таблица умножения и деления | 105.44 КБ |
Таблица умножения и деления без ответов | 19.53 КБ |
Чтобы скачать и рапсечатать таблицу умножения и деления, используйте ссылки выше или нажмите правую кнопку мышки над картинками ниже и выберите «сохранить картинку как».
Таблица умножения и деления без ответов.
Тип:
материал
-
Все тесты. Проверка. Тренажер таблицы умножения.
-
Умножение на 1. Все тесты.
- Умножение на 1 (ввести ответ
- Умножение на 1 (двусторонние карточки
- Умножение на 1 (двусторонние карточки
- Умножение на 1 (карточки
- Умножение на 1 (карточки
- Умножение на 1 (найти ответ
- Умножение на 1 (найти ответ
-
Умножение на 2. Все тесты.
- Умножение на 2 (ввести ответ
- Умножение на 2 (ввести ответ
- Умножение на 2 (двусторонние карточки
- Умножение на 2 (двусторонние карточки
- Умножение на 2 (карточки
- Умножение на 2 (карточки
- Умножение на 2 (найти ответ
- Умножение на 2 (найти ответ
-
Умножение на 3. Все тесты.
- Умножение на 3 (ввести ответ
- Умножение на 3 (ввести ответ
- Умножение на 3 (двусторонние карточки
- Умножение на 3 (двусторонние карточки
- Умножение на 3 (карточки
- Умножение на 3 (карточки
- Умножение на 3 (найти ответ
- Умножение на 3 (найти ответ
-
Умножение на 4. Все тесты.
- Умножение на 4 (ввести ответ
- Умножение на 4 (ввести ответ
- Умножение на 4 (двусторонние карточки
- Умножение на 4 (двусторонние карточки
- Умножение на 4 (карточки
- Умножение на 4 (карточки
- Умножение на 4 (найти ответ
- Умножение на 4 (найти ответ
-
Умножение на 5. Все тесты.
- Умножение на 5 (ввести ответ
- Умножение на 5 (ввести ответ
- Умножение на 5 (двусторонние карточки
- Умножение на 5 (двусторонние карточки
- Умножение на 5 (карточки
- Умножение на 5 (карточки
- Умножение на 5 (найти ответ
- Умножение на 5 (найти ответ
-
Умножение на 6. Все тесты.
- Умножение на 6 (ввести ответ
- Умножение на 6 (ввести ответ
- Умножение на 6 (двусторонние карточки
- Умножение на 6 (двусторонние карточки
- Умножение на 6 (карточки
- Умножение на 6 (карточки
- Умножение на 6 (найти ответ
- Умножение на 6 (найти ответ
-
Умножение на 7. Все тесты.
- Умножение на 7 (ввести ответ
- Умножение на 7 (ввести ответ
- Умножение на 7 (двусторонние карточки
- Умножение на 7 (двусторонние карточки
- Умножение на 7 (карточки
- Умножение на 7 (карточки
- Умножение на 7 (найти ответ
- Умножение на 7 (найти ответ
-
Умножение на 8. Все тесты.
- Умножение на 8 (ввести ответ
- Умножение на 8 (ввести ответ
- Умножение на 8 (двусторонние карточки
- Умножение на 8 (двусторонние карточки
- Умножение на 8 (карточки
- Умножение на 8 (карточки
- Умножение на 8 (найти ответ
- Умножение на 8 (найти ответ
-
Умножение на 9. Все тесты.
- Умножение на 9 (ввести ответ
- Умножение на 9 (ввести ответ
- Умножение на 9 (двусторонние карточки
- Умножение на 9 (двусторонние карточки
- Умножение на 9 (карточки
- Умножение на 9 (карточки
- Умножение на 9 (найти ответ
- Умножение на 9 (найти ответ
-
Умножение на 10. Все тесты.
- Умножение на 10 (ввести ответ
- Умножение на 10 (ввести ответ
- Умножение на 10 (двусторонние карточки
- Умножение на 10 (двусторонние карточки
- Умножение на 10 (карточки
- Умножение на 10 (карточки
- Умножение на 10 (найти ответ
- Умножение на 10 (найти ответ
- Тест-тренажер онлайн! Таблица умножения
- Тест-тренажер онлайн! Таблица умножения. 10 вопросов.
-
Умножение на 1. Все тесты.
-
Умножение
- Умножение на 1
- Умножение на 2
- Умножение на 3
- Умножение на 4
- Умножение на 5
- Умножение на 6
- Умножение на 7
- Умножение на 8
- Умножение на 9
- Умножение на 10
- Таблица умножения до 20 и до 100
- Таблица умножения и деления
- Умножение в столбик
-
Еще
- Таблица сложения
- Линейка
- Без ответов
- Таблица кубов
- Таблица степеней
-
Калькуляторы
- Умножение
- Найти неизвестный множитель
- Деление
- Сложение
- Кубов
- Шпаргалка
Не превращайте обучение в стресс
Нередко, контролируя детскую учёбу, родители слишком увлекаются и совершают одни и те же ошибки. Вот чего нельзя делать ни в коем случае.
- Заставлять ребёнка заниматься, если он не хочет. Попытайтесь мотивировать: учёба должна быть интересной, а не превращаться в пытку.
- Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
- Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. И нередко вызывает протест: «Раз я хуже, то вообще ничего учить не буду!»
- Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом новой информации.
- Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. Это снизит стресс и вызовет стремление учиться дальше.
Этот материал впервые был опубликован в январе 2017 года. В июле 2020-го мы обновили текст.
Принцип умножения
Перед тем как быстро выучить и запомнить таблицу умножения с ребенком, все родители должны усвоить несколько принципов умножения:
Взрослому человеку нужно найти определенные закономерности и последовательности в табличке и донести их до ребенка
Важно объяснить чаду, почему и как они появляются.
Внимание ученика обязательно концентрируют на важных моментах. Как правило, учить табличку начинают дети, которые уже умеют складывать и вычитать, поэтому проблемы с пониманием и концентрацией внимания не возникнут.
Начиная изучать умножение на два, обязательно разъясняйте его на примере сложения, чтобы школьнику было проще понять суть
После многократного сложения одинаковых чисел объясняют, что если знать табличку умножения, то те же действия можно выполнить намного проще и быстрее
Это поможет понять необходимость и полезность таблицы Пифагора.
Не нужно заставлять ребенка учить все и сразу. Ему будет проще запоминать информацию частями. Сначала учат умножение простых чисел (2, 3). Когда школьник усвоит этот материал, знания закрепляют примерами, веселыми играми, поиском ответов на интересные вопросы. Это весело и полезно для лучшего усвоения полученных знаний.
Пусть школьник сразу запомнит важную информацию: от перемены мест множителей результат не меняется. Для лучшего понимания правила приводят несколько примеров из таблицы. Благодаря этому правилу фактически приходится учить половину таблички, потому что вторая ее часть является зеркальным отображением по диагонали.
Сокращенная таблица умножения до 20
1 x 1 = 11 x 2 = 21 x 3 = 31 x 4 = 41 x 5 = 51 x 6 = 61 x 7 = 71 x 8 = 81 x 9 = 91 x 10 = 10 2 x 1 = 22 x 2 = 42 x 3 = 62 x 4 = 82 x 5 = 102 x 6 = 122 x 7 = 142 x 8 = 162 x 9 = 182 x 10 = 20 3 x 1 = 33 x 2 = 63 x 3 = 93 x 4 = 123 x 5 = 153 x 6 = 183 x 7 = 213 x 8 = 243 x 9 = 273 x 10 = 30 4 x 1 = 44 x 2 = 84 x 3 = 124 x 4 = 164 x 5 = 204 x 6 = 244 x 7 = 284 x 8 = 324 x 9 = 364 x 10 = 40 5 x 1 = 55 x 2 = 105 x 3 = 155 x 4 = 205 x 5 = 255 x 6 = 305 x 7 = 355 x 8 = 405 x 9 = 455 x 10 = 50
6 x 1 = 66 x 2 = 126 x 3 = 186 x 4 = 246 x 5 = 306 x 6 = 366 x 7 = 426 x 8 = 486 x 9 = 546 x 10 = 60 7 x 1 = 77 x 2 = 147 x 3 = 217 x 4 = 287 x 5 = 357 x 6 = 427 x 7 = 497 x 8 = 567 x 9 = 637 x 10 = 70 8 x 1 = 88 x 2 = 168 x 3 = 248 x 4 = 328 x 5 = 408 x 6 = 488 x 7 = 568 x 8 = 648 x 9 = 728 x 10 = 80 9 x 1 = 99 x 2 = 189 x 3 = 279 x 4 = 369 x 5 = 459 x 6 = 549 x 7 = 639 x 8 = 729 x 9 = 819 x 10 = 90 10 x 1 = 1010 x 2 = 2010 x 3 = 3010 x 4 = 4010 x 5 = 5010 x 6 = 6010 x 7 = 7010 x 8 = 8010 x 9 = 9010 x 10 = 100
11 x 1 = 1111 x 2 = 2211 x 3 = 3311 x 4 = 4411 x 5 = 5511 x 6 = 6611 x 7 = 7711 x 8 = 8811 x 9 = 9911 x 10 = 110 12 x 1 = 1212 x 2 = 2412 x 3 = 3612 x 4 = 4812 x 5 = 6012 x 6 = 7212 x 7 = 8412 x 8 = 9612 x 9 = 10812 x 10 = 120 13 x 1 = 1313 x 2 = 2613 x 3 = 3913 x 4 = 5213 x 5 = 6513 x 6 = 7813 x 7 = 9113 x 8 = 10413 x 9 = 11713 x 10 = 130 14 x 1 = 1414 x 2 = 2814 x 3 = 4214 x 4 = 5614 x 5 = 7014 x 6 = 8414 x 7 = 9814 x 8 = 11214 x 9 = 12614 x 10 = 140 15 x 1 = 1515 x 2 = 3015 x 3 = 4515 x 4 = 6015 x 5 = 7515 x 6 = 9015 x 7 = 10515 x 8 = 12015 x 9 = 13515 x 10 = 150
16 x 1 = 1616 x 2 = 3216 x 3 = 4816 x 4 = 6416 x 5 = 8016 x 6 = 9616 x 7 = 11216 x 8 = 12816 x 9 = 14416 x 10 = 160 17 x 1 = 1717 x 2 = 3417 x 3 = 5117 x 4 = 6817 x 5 = 8517 x 6 = 10217 x 7 = 11917 x 8 = 13617 x 9 = 15317 x 10 = 170 18 x 1 = 1818 x 2 = 3618 x 3 = 5418 x 4 = 7218 x 5 = 9018 x 6 = 10818 x 7 = 12618 x 8 = 14418 x 9 = 16218 x 10 = 180 19 x 1 = 1919 x 2 = 3819 x 3 = 5719 x 4 = 7619 x 5 = 9519 x 6 = 11419 x 7 = 13319 x 8 = 15219 x 9 = 17119 x 10 = 190 20 x 1 = 2020 x 2 = 4020 x 3 = 6020 x 4 = 8020 x 5 = 10020 x 6 = 12020 x 7 = 14020 x 8 = 16020 x 9 = 18020 x 10 = 200
5+ игр для быстрого запоминания таблицы умножения
Чтобы быстро выучить таблицу умножения, ребенку в возрасте 8-10 лет — а именно столько ему во 2-4 классе, когда в программе появляется умножение — стоит подобрать игру по вкусу. Так процесс пойдет намного эффективнее, чем в случае простой зубрежки.
Вот перечень наиболее распространенных и интересных вариантов игрового обучения:
Карточки
Их можно распечатать самостоятельно, а можно приобрести практически в любом детском магазине — настолько эта игра известна и популярна. Набор включает все комбинации множителей из таблицы умножения с ответами на оборотной стороне.
Чтобы быстро выучить их, играть предлагается следующим образом:
- Игрок тянет пример
- В случае правильного ответа карточка отправляется в «отбой»
- В случае неправильного — возвращается в колоду
Повторять перечисленные шаги следует до тех пор, пока в основной колоде не останется карт. За счет того, что сложные примеры возвращаются в стопку и встречаются снова и снова, они запоминаются лучше и прочнее.
Чтобы выучить всю таблицу умножения максимально быстро, попробуйте устроить игру на время. Ребята, занимающиеся во 2-3 классе, наверняка будут в восторге от такой викторины.
Вам на помощь придут развивающие компьютерные игры
Стихотворные примеры
Разучите с ребенком самые простые рифмующиеся примеры из таблицы умножения: пятью пять, шестью шесть и т.д. А можно сразу взять на вооружение стихотворный разбор всей таблицы — например, книгу Андрея Усачева «Таблица умножения в стихах».
Яркие иллюстрации и интересные короткие стишки превратят зубрежку в увлекательную игру. Чтобы быстро выучить таблицу во 2 или 3 классе, такой способ подойдет как нельзя лучше.
Счет на пальцах
Любознательным детям втянуться в обучение наверняка поможет один наглядный прием-хитрость умножения на девять.
Рассмотрим его на примере пятью девять:
- Смотрим на собственные ладошки
- Отсчитываем пятый пальчик слева (как показатель множителя 5)
- Считаем количество пальцев слева от «множителя» — это десятки (в данном примере их будет четыре)
- Считаем количество пальчиков справа от пятого — это единицы (в данном примере их пять)
Итогом будет число 45 — ответ на пример из таблицы умножения. Такой подход работает для любых умножений на девять — попробуйте сами.
Ни в коем случае не критикуйте ребенка за неудачи
Использование игрушек или наглядных примеров
Чтобы быстро выучить принципы умножения на 2 и 3 по таблице умножения, можно использовать в качестве подспорья в игре практически что угодно: игрушки, предметы на улице, людей, животных и т.д.
Выберите такой пример, который более знаком и привычен вашему ребенку. Выстраивайте в ряд по два и три игрушки и считайте их. Потом объясните ребенку принцип сокращения процесса подсчета с помощью умножения.
Мобильные или онлайн-игры на изучение таблицы умножения
В сети существует бесчисленное количество разных игр, направленных на то, чтобы быстро выучить таблицу умножения, играя онлайн. Подберите вместе с ребенком увлекательную и яркую игру и предоставьте ему развлекаться — а после проверьте успехи.
Если вас заботит неконтролируемое пребывание ребенка в интернете, выберите игру, которую можно бесплатно скачать, и используйте ее, чтобы быстро выучить таблицу умножения.
Есть много способов привлечь внимание ребенка
Морской бой
Этот игровой способ отлично подходит для закрепления уже имеющихся знаний. Запишите поля «морского боя» цифрами с обеих сторон и установите, что для атаки сектора нужно назвать результат умножения соответствующих чисел.
Такая несложная и увлекательная игра отлично тренирует память и скорость умножения. Конечно, чтобы быстро выучить таблицу умножения во 2 классе, игра нужна не всегда.
Некоторые детки, особенно если им повезло со школьными преподавателями и вообще отношением к учебе, с интересом будут постигать принципы математических примеров и без игр.
В этом случае используйте системный пошаговый подход к обучению:
- Объясните принцип умножения на единицу и десятку
- Освойте удвоение
- Разберите принцип неизменности результата от перестановки множителей
- Выучите квадраты чисел
- Последовательно переходите к изучению умножения на 3, 4, 5 и т.д.
Настройтесь на позитивный лад, и результат не заставит себя долго ждать
Даже в такой подход можно добавить игровой элемент, помечая разными цветами уже заученные области. Финальной целью игры будет очищение поля.
Запоминание таблицы умножения — одна из первых ступеней в обучении ребенка математике, одна из важнейших основ.
Мы уверены, что вы выберете оптимальный подход и успешно изучите все тонкости умножения чисел. Больше наглядного материала по игровому изучению таблицы вы сможете найти в этом видео:
Отличный тренажер по таблице умножения и деления
Это буквенно-цифровая игра, где в верхней части располагаются пронумерованные буквы, а в нижней — столбцы с примерами и строчками для написания ответов. Числа, полученные в результате арифметических действий, сопоставляются с представленными буквами, которые затем складываются в загаданные изначально слова.
Примеры на умножение и деление на 4.
Примеры на умножение и деление на 2
В тетради чертится таблица, в которой прописываются все четные числа до 100, которые можно разделить на 2. Рядом оставляются пустые клетки, которые должен заполнить ребенок. Здесь же нужно разместить примеры с умножением — с использованием аналогичных цифр.
На 3
Все задания здесь аналогичны предыдущим, только выполняются с использованием цифры 3. Примерные упражнения: 3х1, 3х2, 3х3, 3х4, 3х5 и т. д. Эти задачи можно усложнять, используя иные арифметические действия — прибавляя и вычитая другие числа.
На 4
Школьник, усвоивший таблицу умножения и деления на 2 и 3, с легкостью выучит и аналогичные действия с участием числа 4.
Простые примеры: 4х3, 28:4, 36:4, 4х5, более сложные: 24:4-4, 28:4+8 и т.д.
На 5
Здесь нужно запомнить, что число делится на 5 только тогда, когда заканчивается на 0 или 5. Нужно выписать примеры с этими числами, дополняя их другими действиями — сложением, вычитанием или умножением. Вот интересное правило:
На 8
На 8 делятся четные числа, большинство из которых уже изучались при делении на 2 и 4, и из произведения которых получается 8. Рядом выписываются примеры с умножением на 8.
На 9
Умножать на 9 сложнее всего. Но девятка участвовала в предыдущих упражнениях — при делении и умножении других чисел, поэтому решить данные примеры можно по аналогии.
Определение слова «Умножение» по БСЭ:
Умножение — операция образования по двум данным объектам а и b, называемым сомножителями, третьего объекта с, называемого произведением. У. обозначается знаком Х (ввёл англ. математик У. Оутред в 1631) или · (ввёл нем. учёный Г. Лейбниц в 1698). в буквенном обозначении эти знаки опускаются и вместо аЧ b или а · b пишут ab. У. имеет различный конкретный смысл и соответственно различные конкретные определения в зависимости от конкретного вида сомножителей и произведения. У. целых положительных чисел есть, по определению, действие, относящее числам а и b третье число c, равное сумме b слагаемых, каждое из которых равно а, так что ab = а + а +… + а (b слагаемых). Число а называется множимым, b — множителем. У. дробных чисел m &frasl. n и p &frasl. q определяется равенством m &frasl. n · p &frasl. q = m·p &frasl. n·q (см. Дробь). У. рациональных чисел даёт число, абсолютная величина которого равна произведению абсолютных величин сомножителей, имеющее знак плюс (+), если оба сомножителя одинакового знака, и знак минус (-), если они разного знака. У. иррациональных чисел определяется при помощи У. их рациональных приближений.У. комплексных чисел, заданных в форме &alpha. = а + bi и &beta. = с + di, определяется равенством &alpha.&beta. = ac — bd + (ad + bc) i. При У. комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме:&alpha. = r1 (cos&phi.1 + isin &phi.1),&beta. = r2 (cos&phi.2 + isin &phi.2),их модули перемножаются, а аргументы складываются:&alpha.&beta. = r1r2{cos (&phi.1 + &phi.2) + i sin ((&phi.1 + &phi.2)}.У. чисел однозначно и обладает следующими свойствами:1) ab = ba (коммутативность, переместительный закон).2) a (bc) = (ab) c (ассоциативность, сочетательный закон).3) a (b + c) = ab + ac (дистрибутивность, распределительный закон). При этом всегда а ·0 = 0. a·1 = а. Указанные свойства лежат в основе обычной техники У. многозначных чисел.Дальнейшее обобщение понятия У. связано с возможностью рассматривать числа как операторы в совокупности векторов на плоскости. Например, комплексному числу r (cos&phi. + i sin &phi.) соответствует оператор растяжения всех векторов в r раз и поворота их на угол&phi. вокруг начала координат. При этом У. комплексных чисел отвечает У. соответствующих операторов, т. е. результатом У. будет оператор, получающийся последовательным применением двух данных операторов. Такое определение У. операторов переносится и на другие виды операторов, которые уже нельзя выразить при помощи чисел (например, линейные преобразования). Это приводит к операциям У. матриц, кватернионов, рассматриваемых как операторы поворота и растяжения в трёхмерном пространстве, ядер интегральных операторов и т.д. При таких обобщениях могут оказаться невыполненными некоторые из перечисленных выше свойств У., чаще всего — свойство коммутативности (некоммутативная алгебра). Изучение общих свойств операции У. входит в задачи общей алгебры, в частности теории групп и колец.
История появления
До настоящего времени, среди историков идет спор об истинном «изобретателе» данной числовой сетки. Среди не посвященных в исторические перипетии, нюансы спора автором считается древнегреческий математик Пифагор (570–490 гг. до н.э.). При этом записей самого «автора» по этому поводу нет. А выводы делаются на основании его жизнеописаний, которые были написаны его последователями, уже после смерти этого Великого ученого своего времени.
Споры об авторстве базируются на результатах археологических раскопок древнейших городов. Так на месте раскопок городов-государств Месопотамии были обнаружены глиняные таблицы с систематизированными числовыми последовательностями, возраст которых по самым скромным подсчетам превышает 5 тыс. лет.
Не «отстает» по артефактам Китай – найденные там записи датируются 1000-1500 г.г. до н.э. Не исключен вариант, что именно из Древнего Китая знания распространились в Индию, Японию, другие страны того времени.
А на долю древнегреческого мыслителя можно отнести сбор имевшихся на тот момент знаний, их систематизация. Распространение, а также популяризация математических знаний уже на Европейской части континента.
Умножение многозначного числа на многозначное
Чтобы умножить многозначное число 3029 на многозначное 429, или найти произведение 3029 * 429, нужно повторить 3029 слагаемым 429 раз и найти сумму. Повторить 3029 слагаемым 429 раз значит повторить его слагаемым сначала 9, потом 20 и, наконец, 400 раз. Следовательно, чтобы умножить 3029 на 429, нужно 3029 умножить сначала на 9, потом на 20 и, наконец, на 400 и найти сумму этих трех произведений.
Три произведения
называются частными произведениями.
Полное произведение 3029 × 429 равно сумме трех частных:
3029 × 429 = 3029 × 9 + 3029 × 20 + 3029 × 400.
Найдем величины этих трех частных произведений.
-
Умножая 3029 на 9, находим:
3029 × 9 27261 первое частное произведение
-
Умножая 3029 на 20, находим:
3029 × 20 60580 второе частное произведение
-
Умножая 3026 на 400, находим:
3029 × 400 1211600 третье частно произведение
Сложив эти частные произведения, получим произведение 3029 × 429:
Не трудно заметить, что все эти частные произведения есть произведения числа 3029 на однозначные числа 9, 2, 4, причем ко второму произведению, происходящему от умножения на десятки, приписывается один нуль, к третьему два нуля.
Нули, приписываемые к частным произведениям, опускают при умножении и ход вычисления выражают письменно:
В таком случае, при умножении на 2 (цифру десятков множителя) подписывают 8 под десятками, или отступают влево на одну цифру; при умножении на цифру сотен 4, подписывают 6 в третьем столбце, или отступают влево на 2 цифры. Вообще каждое частное произведение начинают подписывать от правой руки к левой под тем порядком, к которому принадлежит цифра множителя.
Отыскивая произведение 3247 на 209, имеем:
Здесь второе частное произведение начинаем подписывать под третьим столбцом, ибо оно выражает произведение 3247 на 2, третью цифру множителя.
Мы здесь опустили только два нуля, которые должны были явиться во втором частном произведении, как как оно выражает произведение числа на 2 сотни или на 200.
Из всего сказанного выводим правило. Чтобы умножить многозначное число на многозначное,
-
нужно множителя подписать под множимым так, чтобы цифры одинаковых порядков находились в одном вертикальном столбце, поставить слева знак умножения и провести черту.
-
Умножение начинают с простых единиц, затем переходят от правой руки к левой, умножают последовательное множимое на цифру десятков, сотен и т. д. и составляют столько частных произведений, сколько значащих цифр во множителе.
-
Единицы каждого частного произведения подписывают под тем столбцом, к которому принадлежит цифра множителя.
-
Все частные произведения, найденные таким образом, складывают вместе и получают в сумме произведение.
Чтобы умножить многозначное число на множитель, оканчивающейся нулями, нужно отбросить нули во множителе, умножить на оставшееся число и потом приписать к произведению столько нулей, сколько их находится во множителе.
Пример. Найти произведение 342 на 2700.
Если множимое и множитель оба оканчиваются нулями, при умножении отбрасывают их и затем к произведению приписывают столько нулей, сколько их содержится в обоих производителях.
Пример. Вычисляя произведение 2700 на 35000, умножаем 27 на 35
Приписывая к 945 пять нулей, получаем искомое произведение:
2700 × 35000 = 94500000.
Число цифр произведения. Число цифр произведения 3728 × 496 можно определить следующим образом. Это произведение более 3728 × 100 и меньше 3728 × 1000. Число цифр первого произведения 6 равно числу цифр в множимом 3728 и во множителе 496 без единицы. Число цифр второго произведения 7 равно числу цифр во множимом и во множителе. Данное произведение 3728 × 496 не может иметь цифр менее 6 (числа цифр произведения 3728 × 100, и более 7 (числа цифр произведения 3728 × 1000).
Откуда заключаем: число цифр всякого произведения или равно числу цифр во множимом и во множителе, или равно этому числу без единицы.
В нашем произведении может содержаться или 7 или 6 цифр.
Объясните принцип работы
Если ребенок не будет понимать, как устроена таблица Пифагора, как ею пользоваться, для чего она нужна, выучить ее, по крайней мере быстро, он не сможет. Даже если у него это получится, зазубривание малоэффективно. Ученик должен понимать алгоритм действий, как и для чего их применять, ведь это не те знания, которые можно вскоре забыть – они будут нужны ему всю жизнь.
Важно научить школьника пользоваться именно сеткой Пифагора, потому что на ней наглядно видно, как получается произведение множителей. В ней имеются закономерности, симметрия, и благодаря этому она хорошо запоминается