Синдром отличника у взрослых или «почему нельзя быть идеальным»

Откуда берётся синдром отличника или отличницы

Как же появляется такое стремление делать все идеально? Как и у многих других психологических сложностей, корни находятся в детстве. Как правило, это лишь следствие других проблем или установок, а не первопричина. А вот источник как раз необходимо найти и устранить, чтобы понимать, что именно делать дальше.

Все же чаще всего причины спрятаны в детско-родительских взаимоотношениях. Провоцирующих факторов может быть очень много, большинство из них связаны с методами воспитания ребенка. Если малыш с детства думает, что любовь семьи зависит от хороших оценок, заработанных грамот и медалей, то его ждет такая проблема
Когда школьник может заполучить внимание матери только с помощью достижений, он будет стараться добиваться большего количества целей.
Часто родители открытым текстом заявляют ребенку, что он плохой, если он принес плохие или просто не отличные оценки. При этом «плохими» в семье могут считаться не только двойки и тройки, но, например, пятерки с минусом
Сами родители могут жить по правилам, что результатом считается только наилучший.
Также к синдрому приводят наказания

Они могут быть физическими, тогда желание быть отличницей – это не самое плохое следствие из возможных, а могут быть обычными лишениями чего-то.
Если мама с папой ничего не говорят, не упрекают, но молча недовольны ребенком и испытывают разочарование, то это тоже «отлично» работает.
Если преувеличивать важность хороших оценок с успехом по жизни, то тоже можно заработать проблемы. Нет прямой связи пятерок в школе и хорошей карьеры.

Здесь важно понимать, что речь идет о преувеличениях. Все дети разные

Кому-то даже идут на пользу ежедневные лекции о важности образования. Дети продолжают жить в своем режиме, но принимают к сведению информацию от родителей. Но кто-то из-за излишней заботы превращается в поломанную игрушку, которая считает результатом только пятерку с плюсом или первое место. Не стоит пытаться воплотит в детях то, что нам самим не удалось. Нужно стараться принимать их такими, какие они есть.

Негативные последствия перфекционизма


Основная проблема детей-перфекционистов заключается в плохо развитых социальных контактах. Во-первых, это связано с тем, что ребенок слишком много времени уделяет учебе. Во-вторых, он предъявляет завышенные требования к себе и окружающим, которые часто кажутся ему «не ровней». Также школьного отличника может преследовать чрезмерный страх совершить ошибку, из-за чего он постоянно испытывает чувство тревоги. И разумеется, в случае неудовлетворительных результатов он переживает поражение значительно острее своих сверстников. Психологи отмечают, что дети с комплексом отличника одержимы идеей «все сделать правильно», поэтому при выполнении заданий они уделяют силы и время второстепенным мелочам, не концентрируясь как следует на главном.

Что касается не только учебы, но и проблем во взрослом возрасте: не ушедший в детстве комплекс отличника с годами проявляется неудовлетворенностью своими достижениями. Таким людям кажется, что они недостаточно продвинулись по карьерной лестнице или не получили должного внимания со стороны. Подобная самокритика часто приводит к глубоким депрессиям, от которых довольно трудно избавиться.

Прогноз

Прогноз напрямую зависит от степени развития заболевания. Если синдром не переходит в сумасшедшую гонку за лидерством и маниакальное самосовершенствование во всех сферах, то в большинстве случаев недуг даже придает сил для масштабных достижений. Известно, что большинство знаменитых людей являются перфекционистами.

Но, если же синдром переходит все грани и превращается в серьезную проблему, прогноз становится крайне неблагоприятным. Такая форма болезни способна разрушить жизнь. Человек перестает замечать все то хорошее, что с ним происходит. Он ощущает себя беспомощным и никому не нужным. Чаще всего такие люди погружаются в глубокую и затяжную депрессию, а после – заканчивают жизнь самоубийством.

Диагностика

Постановку диагноза «остеохондроз шейного позвонка» затрудняют низкая специфичность симптомов и большое разнообразие их проявлений. В процессе обследования потребуется консультация невролога, хирурга, ортопеда, кардиолога.

Проводится физикальный осмотр у врача с опросом пациента. Основная диагностическая нагрузка лежит на инструментальных и лабораторных методах исследования.

Инструментальная диагностика:

  • рентгенография шейного отдела; на начальной стадии процесса более информативной будет МРТ шейного отдела – она обеспечит качественную визуализацию твердых и мягких тканей – покажет состояние межпозвоночных дисков, наличие остеофитов, деформаций, повреждений нервных корешков и кровеносных сосудов; оценит состояние связок, мышц, костной ткани;
  • УЗИ показывает динамическое состояние мягких тканей;
  • допплерография сосудов шеи поможет оценить гемодинамику и степень повреждения кровеносных сосудов (в частности, состояние позвоночной артерии);
  • контрастная миелография – поможет при подозрении на ущемление нервных отростков;
  • ЭКГ и эхокардиографию сердца используют при дифференциальной диагностике кардиального синдрома с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Проявления у женщин

Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется так же, как и у мужчин, но имеет более серьезные последствия в эмоциональном плане: на основе комплекса отличницы может возникнуть эмоциональное истощение.

Из-за того, что слабый пол более нестабилен в психологическом смысле, каждая неудача или несоответствие планам может вызвать депрессию, нервный срыв или сильные страдания. Комплекс отличницы в этом случае отличается от комплекса отличника.

Еще одной особенностью синдрома у женщины является стремление к соответствию идеалу. В отличие от взрослого мужчины, страдающего этой же проблемой, девушка должна не только сама соответствовать безупречному образу, но и ее избранник тоже обязан быть на высоте. Такая придирчивость может помешать счастливой семейной жизни. Часто синдром отличницы оставляет девушку без спутника жизни.

Синдром отличницы грозит девушке одиночеством

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Что такое синдром отличника?

Что такое синдром отличника и для кого он характерен? Синдром отличника появляется в детском возрасте и может остаться с человеком до глубокой старости. Если в детстве это в какой-то степени помогает и не считается большой проблемой, то взрослые с синдромом отличника здорово страдают.

Синдром отличника — это стремление человека делать все идеально и преуспевать в определенней сфере, рады похвалы и признания со стороны авторитетных людей. Синдром отличника у человека может проявляться по отношению к любой сфере деятельности: учеба, работа, увлечения, домашняя работа и т.д.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие? Синдром отличника часто путают с перфекционизмом, но перфекционисты жаждут делать все в лучшем виде просто потому что не могут делать что-либо по иному. Они стремятся к совершенству просто так, без целей. Люди с синдромом отличника не стремятся сделать все идеально просто так. Они хотят получить за это похвалу и признание в обществе.

«Синдром отличника» у взрослых


Фото с сайта steveseay.com

— Чью любовь пытается заслужить ребёнок, получая пятёрки, понятно. А чью любовь пытается заслужить молодая мама, которая начинает делать из своего ребёнка идеального — мучает его правильными конструкторами, ранним развитием и английским языком с восьми месяцев?

— Она пытается заслужить любовь либо своих родителей, либо того «великого родителя», образ которого есть в голове у каждого из нас. Иногда, даже будучи атеистом, человек ищет одобрения и любви у такого вот образа.

Очень часто, вырастая, чтобы доказать всему миру, что они не ничтожество, такие мамы будут доказывать всем, что они лучшие мамы на свете.

Для этого их ребёнок должен быть самым лучшим: лучше всех одет, больше всех выучил английских слов в 8 месяцев.

И, к сожалению, воцерковленных людей с «синдромом отличника» тоже очень много. Они живут по принципу: «Каждое воскресенье я должен быть на службе, если я на неё не приду, Господь меня накажет.

На службу я должен принести список своих грехов и в них отчитаться». Я, конечно, немного утрирую, но их мысли развиваются именно в этом направлении.

— «Если я что-то не так сделаю, меня накажут».  Каким образом из религиозной идеи получается конструкция, в которой нет места любви?

— Идея могла возникнуть из реального (а не на словах) дефицита любви в семье, из-за страха любить самому, потому что здесь всегда риск «получить двойку», оказаться «не лучшим»; из-за неумения переносить страдания. Формируется мысль: «Любить больно, любить нельзя» и поведение людей, которые выросли в недостатке любви: сами они любить не умеют и боятся, но очень хотят получить то, чего недополучили.

При этом они уверены, что любовь нужно заслужить. А то, что Бог любит всех, отличники они или двоечники, как, например, в притче о блудном сыне, им непонятно.

А ведь немало святых, которым с детства не давалась наука. Это и Сергий Радонежский, и Иоанн Кронштадский.

Им Господь даровал опыт неспособности учиться, а когда они этот опыт прожили и приняли, были дарованы и знания, и способности.

Откуда берутся перфекционисты ?

Как правило из семей, где родители нарциссичны или зависимы. И в том и в другом случае ребенок усваивает прочно убеждение – чтобы тебя любили, ты “ДОЛЖЕН”. Быть лучше других, добиться результатов, слушаться, не кричать, не хулиганить. Ты не имеешь права лениться, быть не таким как все. Вся проблема в том, что сами родители, имея зависимость или созависимость, живут в постоянной тревоге и отсутствии чувства безопасности и предсказуемости “завтра”. Поэтому заставить ребенка быть таким, как они задумали – это отличная возможность повысить самоооценку и снизить уровень тревоги. Бессознательное подтверждение того, что он, родитель, может хотя бы что-то контролировать. Соответственно, ребенок, не подходящий по своему характеру, сопротивляющийся и непокорный, испытывает на себе всю мощь давления родительского авторитета и весь спектр угроз в отношении наказания и “бесперспективного будущего”.

Родительские слова могут звучать так:

  • “Продолжай в том же духе – станешь дворником”
  • “У тебя все равно ничего не получится – будешь всю жизнь на шее родителей сидеть”
  • “Если ты сейчас же не приберешь в своей комнате и не сядешь за уроки – останешься без….”

У нарциссичных родителей, которые сами повышают свою самооценку за счет обесценивания других и предъявления собственных успехов, ребенок является способом еще раз поднять себя над “несовершенными другими”. Как “нарцисс”, т.е. человек, склонный к самолюбованию, не может принимать любовь, обесценивая ее, сравнивая, постоянно ощущая, что ее мало, так он не может и дарить ее. Оценить полноценно успехи собственного чада родитель – нарцисс не способен. Ему действительно, искренне, кажется, что Его ребенок может значительно лучше. Все чего добивается ребенок проходит через призму собственного видения “как должно быть, чтобы все оценили”. У таких родителей вырастают дети, бесконечно пытающиеся доказать своим папе или маме, что они хорошие. Порой, эта гонка продолжается и после смерти родителей. На их место просто встают обесценивающие супруги.

Получается, что перфекционизм или “синдром отличника” – является привычным стереотипом поведения, позволяющим человеку ощущать собственную значимость, востребованность. Только сделав все “на отлично”, он может получить любовь. Но, увы. Став перфекционистом, человек уже не может получить удовлетворения от собственных достижений. Так как внутри у него нет той части, которая может похвалить, принять, позволить расслабиться на какое-то время. Также как и нет части, способной прощать и принимать ошибки и несовершенства. Как свои, так и, зачастую, окружающих.

Методы борьбы с патологией для взрослых

В этом случае самым важным условием успешной терапии является своевременное лечение. Сначала необходимо установить истинную причину появления синдрома, а после научиться расслабляться и отвлекаться от насущных проблем. Также специалисты советуют:

  1. Относиться к событиям с оптимизмом, искать в ситуациях положительные моменты.
  2. Найти себе любимое занятие, записаться в фитнес-зал или заняться экстремальным спортом. Человек должен отвлекаться от ежедневных забот и бороться со своими страхами. Все это помогает стать сильнее и упорнее.
  3. Хотя бы раз немного опоздать на работу. Таким образом начальник поймет, что человек – это не машина, которая не может ошибаться.
  4. Поэкспериментировать со своим стилем. Это помогает почувствовать свободу, перезагрузиться морально и привлечь новых друзей.
  5. Не воспринимать критику окружающих близко к сердцу. Чаще всего она, наоборот, помогает понять человеку свои ошибки и не совершать их впредь.
  6. Научиться прощать близких и врагов.
  7. Оставаться в любой ситуации человеком.

Как синдром мешает во взрослой жизни

Зацикливание на мелочах, зависимость от мнения окружающих, стремление соответствовать их ожиданиям, острое реагирование на критику — все эти проявления синдрома отличника осложняют жизнь человека, провоцируя проблемы в различных сферах:

На работе личность с синдромом отличника с трудом переносит успехи коллег, пытается их превозмочь во всем, что обостряет отношения в коллективе. Начальник может ставить такого исполнительного сотрудника в пример другим, тем самым вызывая к нему негативное отношение. Сотрудники недолюбливают таких «выскочек», нередко обсуждают их за спиной.

Личности с синдромом отличника не способны на креатив, творчество. Им проще выполнять однообразные задачи в установленных рамках — все ради одобрения со стороны начальства. Они способны жертвовать своим личным временем, задерживаясь на работе дольше всех, однако это делается не столько ради реализации цели, сколько ради поощрения и признания.

В личной жизни комплекс отличницы чаще проявляется у женщин. Они уверены, что сногсшибательный внешний вид, умение вкусно готовить, удовлетворять мужчину в постели, содержать дом в идеальном порядке и зарабатывать больше мужа — только эти качества делают их лучшими женами, достойными любви.

Когда мужчина не замечает стараний такой «идеальной» жены, вспыхивают скандалы. Женщина начинает обвинять мужа в том, что «он ее не любит и не ценит», «она ради него старается изо всех сил, а он не замечает этого» и все в таком же духе. Часто подобное заканчивается разводом и полным разрывом отношений. После чего мужчина находит себе женщину, не страдающую синдромом отличницы.

Воспитывая детей, родители с комплексом отличника слишком многого требуют от своих отпрысков. Здесь есть все: сравнение их с ровесниками; выбор и навязывание «подходящей» компании с «правильными» детьми; наказания за малейшие ошибки, неудачи, плохие отметки; проявления любви исключительно за хорошее поведение и прочее.

Такие родители записывают ребенка сразу в несколько секций — ведь он должен быть самым успешным из всех, самым умным, сильным, ловким, талантливым. В результате из ребенка вырастает либо бунтарь, который делает все наперекор родителям, либо еще одна личность с таким же, как у родителей синдромом отличника.

Отношения с друзьями и знакомыми строятся непросто. Личностям с комплексом отличника трудно заводить друзей, поддерживать дружбу. Все из-за стремления казаться лучше, чем они есть на самом деле и желания доказать, что они во всем превосходят всех. А еще конкурентного сознания, постоянной критики тех, кто не соответствует их представлениям и идеалам.

С незнакомыми людьми женщины и мужчины с синдромом отличника могут вести себя вызывающе, рассказывая о своих успехах и достижениях (нередко преувеличенных). Если же в ответ получают замечание или недостаточное признание их заслуг, болезненно реагируют на это. Такая ситуация создает напряженную атмосферу в любой компании.

Вполне можно качественно общаться с окружающими, научиться строить гармоничные, продуктивные отношения с близкими людьми, если немного подкорректировать восприятие себя и окружающего мира.

Синдром отличника: как избавиться

Первым делом необходимо научится совершать мелкие ошибки намеренно. Не доделывать, не перепроверять по 10 раз, в какой-то момент махнуть рукой. Правило не касается действительно важных и ответственных ситуаций.

Выявить свои ограничивающие остановки. Лучше с психологом. Рассмотреть их на жизнеспособность – помогают они вам в жизни или мешают. Например: «Я должен идеально делать работу».

Выявить субличность

В психологии субличность – это лишь одна грань личности человека. Синдром отличника просто часть человеческой натуры. Начните её отслеживать, когда она проявляется и как? Назовите её смешным словом, например, «курица». И каждый раз, когда замечаете, что включился синдром отличника, думайте: «Снова эта курица прибежала».

Понять, что вы – это не только ваш результат, а совокупность разных проявлений. Полюбить процесс, а не похвалу за выполненную работу.

Расставить приоритеты

Отличники, как правило, делают все хорошо в любой сфере жизни. Стремятся стать идеальным партнёром, работником, членом семьи, спортсменом и т.д. Нужно выписать все важные сферы жизни и выбрать максимум 1-3, в которых будете отличником. Всё остальное можно пустить на самотёк.

Перестать себя сравнивать, разрушить эту привычку, вложенную родителями. Пресекать мысли: «Вот тот человек уже добился всего, а я…». Осознать собственную уникальность.

Развивать гибкость

Синдром отличника вынуждает личность разделять жизнь (также некоторые ситуации) на чёрное и белое, забывая, что «хорошо» и «плохо» — это условные понятия. Необходимо каждую ситуацию рассматривать с разных сторон и понимать, что иногда чёткие принципы делают только хуже.

Например, если девушка пытается отказаться от сладкого, ей кажется это хорошо. Потому что сладкое вредит здоровью и фигуре, но на праздниках и в компаниях ей приходится сдерживаться и страдать из-за собственных ограничений, а также сталкиваться с непониманием остальных и чувством стыда. В такой ситуации лучше съесть что-то сладкое и насладиться моментом, но отличник не может себе этого позволить. Для этого нужно развивать гибкость и понимать, что редкое употребление сладкого вряд ли убьёт, зато сохранит нервы и приятные воспоминания о празднике.

Работать над самооценкой. Отличники внешне ориентированы и ждут оценки остальных. Им нужно выявить свои достоинства и постоянно их поддерживать.

Играть в игры, где нужно будет проигрывать

Делайте то, что не умеете, но в игровой форме. Например, ничего не соображаете в игре «Монополия» и боитесь в неё играть, чтобы не показаться глупым – один раз пересильте себя и сделайте это. Когда проиграете или сделаете что-то не так, сразу же поймёте, что мир не разрушился, ведь это всего лишь игра. Так можно научится принимать свои ошибки.

По отношению к детям – умерить свои амбиции

Не заставлять ребенка быть идеальным. Воплощать свои желания и мечты только в себе. Формировать правильное отношение к оценкам, ведь это всего лишь субъективное мнение конкретного человека. Никогда не сравнивать детей с другими. Позволять ошибаться, ведь у них меньше опыта. Развивать чувство юмора у детей и у себя.

Чтобы избавиться от такого явления, как синдром отличника, нужна длительная работа над собой. Чем старше человек, тем сложнее ему побороть собственные неправильные установки, но это стоит усилий, так как отсутствие синдрома отличника положительно скажется на мироощущении и отношениях с другими людьми.

Симптомы заболевания

Симптомы синдрома отличника очень яркие и остро переживаемые. В некоторых ситуациях этот комплекс может перерастать в патологию, становясь сродни заболеванию, но такое случается редко.

Однако даже умеренно выраженные признаки синдрома отличницы осложняют жизнь, ограничивают возможности человека, провоцируют сложности в межличностных отношениях. Степень выраженности синдрома отличника может быть различной, его отличительными признаками являются:

  • завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
  • потребность все делать идеально — перфекционизм. Человек сам себе ставит высокую планку, которой должно соответствовать все, что он делает. Если же такого соответствия нет, он ощущает себя разбитым, опустошенным, никчемным. К сожалению, в реальности не все зависит от человека, потому достижение идеала нередко становится невозможным;
  • острое реагирование на критику, даже объективную. Критика вызывает у личности с синдромом отличника не желание меняться, работать над собой, а комплекс неполноценности и депрессивное состояние;
  • острая потребность в одобрении окружающих. Человек жаждет получать одобрение и похвалу за каждое свое действие и достижение. Он не принимает себя таким, какой есть, потому что внутренне убежден, что без идеального выполнения задания он не достоин любви и уважения;
  • «победители во всем» – мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
  • страх рисковать — человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять профессию, переезжать в другой город и т.п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то».

Самое интересное: люди, которые стремятся быть совершенством, успешными во всех сферах жизни, редко добиваются значительных успехов. Часто их ровесники, которые проще смотрят на жизнь и время от времени позволяют ей течь самой по себе, меньше переживают из-за неудач, добиваются больших результатов.

Подумайте над решением

Иногда навязчивые мысли обоснованны и требуют определенных действий. Если всерьез считаете, что не выключили утюг, попросите кого-нибудь из членов семьи или соседей зайти и проверить, все ли в порядке. Когда переживаете о проблемах во взаимоотношениях, проще спросить партнера напрямую, все ли в порядке, а не угнетать себя деструктивными мыслями. Иногда размышления цепляются за прошлое или устремляются в будущее, и вы переживаете за дальнейшие перспективы. Постарайтесь извлечь уроки из пережитого опыта и оценить, что можно сделать для минимизации стресса в грядущих изменениях.

Возможные причины

Первопричины родом из детства

Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование

Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины

  1. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии.
  2. Похвала без надобности.
  3. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше.
  4. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать.
  5. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей.

Общая информация

Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.

Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.

Синдром отличника: причины

Чтобы понять, как формируется и откуда берется синдром отличника у ребенка или взрослого, нужно посмотреть на отношения детей со своими родителями или старшими. Люди с синдромом отличника стараются произвести впечатление на других. Чаще всего эти установки формируются из-за следующих факторов:

Родительское отношение. Людям с синдромом отличника хооршо известны фразы: «А почему ты получил 5 с минусом?», «А вот твой одноклассник Вова учиться лучше» и др. Родители порой не замечают достижений ребенка, требуя от них еще больше.
Родительская любовь. Не менее популярная ситуация, когда родители дают любовь ребенку только за прилежное поведение и хорошую успеваемость. У ребенка формируется установка — я любим, только тогда, когда я — лучший

Ну а кто в детстве не хотел получать любовь? Таким же образом дети пытаются привлечь внимание своих родителей
Желание нравиться всем. Похожая установка существует в таком контексте: «Если я буду учиться хорошо, тогда я буду нравиться учителям, одноклассникам и т.д.»

Таким образом ребенок сам себя программирует на то, чтобы уделять максимум времени учебе.
Неумение принимать критику. Многие дети не любят слушать критику в свою сторону или делать ошибки. Поэтому они стараются избегать их: некоторые делают это, выполняя работу идеально, а некоторые — игнорируя ее вовсе.
Низкая самооценка. Еще одной причиной синдрома отличника может стать нелюбовь к себе. Ребенок может думать, что у него некрасивая внешность или он не так крут, как его сверстники, поэтому решает это компенсировать хорошими оценками.
Компенсация родительских неудач. Многие родители проецируют свою идеальную, но неудавшуюся жизнь на детях. Взрослые возлагают на свое чадо задачи, которых не достигли сами. Дети же пытаются достигнуть их во что бы то не стало.

Самая важная и реальная возможно самореализации для ребенка — это хорошие оценки в школе. Именно поэтому дети стремятся зарабатывать только хорошие отметки, что постепенно перерастает в синдром отличника. Если вы не знаете, есть ли у вас или у вашего ребенка подобная проблема, вы можете пройти .

Cимптомы и признаки психологического расстройства

В настоящий момент медики не готовы строго определить конкретные симптомы и признаки психологического расстройства личности. Проявления у каждого пациента строго индивидуальны. Но присутствуют общие моменты, позволяющие предположить необходимость обратиться за консультацией.

По МКБ10 в число основных симптомов и признаков включается нарушение поведенческих реакций, мыслительной деятельности, действия, выходящие за признанные рамки действующих культурно-нравственных убеждений и норм. Наблюдается физическая, когнитивная и неврологическая симптоматика. Они склонны к повышенному уровню утомляемости. Они часто чувствуют себя повышено счастливыми или избыточно несчастными без присутствия определенного повода. Нарушены логические взаимосвязи.

МКБ10 называет признаками:

  • пространственно-временную дезориентацию;
  • быстрая и беспочвенная смена настроения;
  • неадекватное отношение к собственному физическому и эмоциональному состоянию;
  • появление галлюцинаций;
  • случаи спутанности сознания;
  • спутанность;
  • испуг;
  • отсутствие реакции на происходящее.

Часто нарушается сон. Это в равной мере способно проявляться как повышенным уровнем сонливости, так и бессонницей. Частым триггером становится подавленность, связанная с серьезным стрессом, например, потерей близкого родственника. Может наблюдаться нарушение порядка самоидентификации. Пациент создает альтернативную личность, не имеющую отношения к произошедшему. Диагностируется ослабление памяти до уровня полного её отсутствия. Нарушается мысленный процент, часто сопровождаясь бредом. В некоторых случаях больной страдает от приступов беспричинного смеха или склонностью к необоснованной повышенной плаксивости. В число психологических нарушений медики включают злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

Отдельно выделяются признаки, характерные только мужчинам. Они могут быть связаны с неопрятностью внешнего вида, нарушением гигиенических норм. Мужчины особенно болезненно переживают неудачи и склонны обвинять в произошедшем весь окружающий мир. Становятся раздражительными, склонны обижать и унижать собеседников.

Что такое акне

Несмотря на то что тема акне сегодня широко освещается, многие люди до сих пор считают это явление исключительно проблемным косметическим состоянием кожи лица подростков. Это заблуждение.

Акне — это хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание пилосенсебиальной системы, затрагивающее волосяной фолликул, волосяной стержень и сальную железу.

При акне воспалительные и невоспалительные элементы присутствуют главным образом на лице, но также могут возникать на плечах, туловище и спине. И страдают от акне не только подростки, но все чаще взрослые люди. Однако в любом возрасте акне может вызвать серьезные психологические проблемы.

Наука сегодня располагает обширными знаниями об акне и способах лечения этого заболевания.

К чему может привести синдром отличника

Умение здраво оценивать свою работу, принимать критику и делать ошибки – это важные навыки. Если у человека их нет, в какой-то момент он может перестать развиваться и что-то делать вообще, чтобы не быть хуже других.

Кто-то после серьезных испытаний или экзаменов попадает в больницу от нервного перенапряжения. Ощущение, что вся твоя жизнь зависит от оценок, приводит к плачевным последствиям. Многих ждут потерянные годы жизни и разрушенная психика. С возрастом это может привести и к различным зависимостям.

Примеры синдрома отличника

  1. Катя учится в седьмом классе общеобразовательной школы. Также она ходит на музыку, рисование, гимнастику и танцы. У нее совсем нет свободного времени. Она старается во всем добиваться высоких результатов, потому что ее мама очень любит, когда Катя приносит домой грамоты и медали. Однажды Катя заняла в соревнованиях по танцам второе место. Мама сказала, что этот результат ничего не стоит. Катя так расстроилась, что заболела и попала в больницу. В дальнейшем из Кати вырастет женщина, которая не сможет вынести любую собственную ошибку на работе.
  2. Ваня пошел на групповые занятия музыкой. Он хочет научиться играть на гитаре. Ребята, которые ходят в группу уже несколько месяцев, умеют намного больше него, что логично. Ваня не может вынести, что он слабее всех в группе. Через две недели Ваня бросил занятия, хотя игра на инструменте – его давняя мечта.
  3. Максим всегда хорошо учился, но его папа в него не верил и говорил, что он ничего не добьется. Когда мальчик вырос, он поступил в один из лучших ВУЗов страны, который закончил с красным дипломом. Потом его взяли на хорошую работу, где он задерживается до вечера и отлично справляется со всеми задачами. Но папа все равно считает, что сын мог бы и лучше справляться. Жизнь Максима сконцентрирована на том, чтобы доказать папе, что он способный. Любая ошибка воспринимается как провал и шаг назад.

Обратная сторона

У моего перфекционизма была и обратная сторона. Нацеленный на абсолютный успех, я тяжело переносил неудачи. При этом, будучи мальчиком скромным и физически слабым, хоть и овладевшем приёмами единоборств, я понимал, что во многих делах, не касающихся учёбы, меня ждут не первые, а последние места.

Например, я один в классе не умел лазать по канату, и на физкультуре все надо мной смеялись. Зато я лучше всех прыгал в высоту, но почему-то запомнился именно канат. Это сильно било по моему самолюбию и заставляло ещё больше дрожать над теми вещами, в которых я был первым.

Всё изменилось тогда, когда наша школа стала гимназией, и в ней был создан специальный класс «А», который сформировали из лучших учеников всех городских школ. Мне предлагали туда перейти (я как раз перешёл в девятый), но я не захотел терять друзей и отказался, что сейчас считаю ошибкой.

Класс «А» стал задавать повестку дня. Они были лучшими во всём: в учёбе, в спорте и во внеклассной деятельности. У них были свои «олимпийцы», свои «спортсмены», а ещё они ставили умопомрачительные постановки на театральных конкурсах. Это была элита.

Как бы я не старался, сколько бы сил и времени не тратил на учёбу, на конкурсах и олимпиадах всегда находился кто-то из «Ашек», кто меня обходил.

Но событие, которое произошло в 11 классе, и которое заставило меня пересмотреть взгляды на жизнь (а впоследствии и круто повлияло на выбор профессии), случилось без участия класса «А».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector