Правила игры в шахматы для начинающих детей

Фигуры

Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Объясняем ребенку основные правила шахмат

Как уже было сказано, научить ребенка — это не то же самое, что научить взрослого. Но нет ничего невозможного: умный малыш без труда справится с препятствием, если вы ему немного поможете. Итак, какие можно придумать упражнения на освоение базовой теории шахмат?

  • Расскажите малышу о том, что шахматная доска представляет собой импровизированное поле боя. Шахматные фигуры — это “воины”, у каждого из которых есть своя строго определенная функция. Попробуйте заинтриговать ребенка: разве ему не хочется ощутить вкус победы? Конечно, да. А для этого придется постараться: запомнить названия фигурок и их ходы (какое значение имеют пешки, на какую клетку ставится ферзь…). С первого раза освоить правила не получится. Методичное, но не навязчивое повторение позволит начинающему шахматисту с легкостью выучить предназначение каждой фигуры. Главное в этом деле — систематичность (можно начинать с этого каждое занятие).
  • Затем следует объяснить ребенку, в чем же кроется смысл всех передвижений фигур по доске, рассказать, что такое шах и мат; как можно защищаться.
  • Совсем маленький ребенок вряд ли оценит такие игры по достоинству, но специалисты уже придумали так называемые “предшахматы”. Это доска с небольшим количеством крупных клеток, на которых стоят разные фигуры (животные, герои сказок). Цель — уяснить факт существования правил, без которых не обходится ни одна игра. (медвежонок ходит по диагонали, а зайчонок — нет). Постепенно ребенок сможет перейти к более сложным ходам.

Даже если ваш ребенок не станет известным шахматистом, эта игра обязательно подарит ему логическое мышление, хладнокровие и наблюдательность. Желаем успехов!

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.

  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Основы шахматной игры

Лекции проводит тренер и педагог, мастер ФИДЕ по шахматам Эльвира Уманская. Онлайн уроки станут для школьника достойной альтернативой живому занятию: доступным языком рассказывают историю создания термина «шахматы» и самой игры. Уманская объясняет основы игры, рассказывает о шахматных фигурах и их «стоимости», сравнивает фигуры с двумя войсками (метод улучшает наглядность информации)

Педагог рассказывает о важном термине «рокировка», её правилах и объясняет, для чего она нужна. В процессе лекций ребёнок узнаёт о тактике и стратегии игры, научится думать во время игры на несколько ходов вперёд.
 

Как заинтересовать ребенка

Дети младшего возраста очень быстро загораются желанием изучать определенные предметы, осваивать новые игры. Однако также быстро их интерес может и угасать. Что касается шахмат – это игра, которая требует от игроков усидчивости и терпения, что является сложным для большинства маленьких непосед.

Поэтому родители стараются отыскать подход к своему чаду, чтобы заинтересовать его и мотивировать продолжать играть в шахматы. Для этого можно воспользоваться некоторыми приемами:

  • Демонстрация на личном примере. Детям нравится подражать взрослым, потому если они увидят, как родители играют в шахматы – им непременно захочется присоединиться.
  • «Подогреваем» интерес. Можно придумать семейный шахматный турнир. Попросите ребенка помочь кому-то из участников – маме, папе, бабушке, дедушке или старшему брату/сестре. В результате малыш почувствует свою значимость.
  • Отведите ребенка в шахматную секцию. Именно здесь он сможет увидеть, как его сверстники соревнуются друг с другом.

Это три основных приема, которые помогут поддерживать интерес юного игрока, не позволяя ему отказываться от начатого дела.

С какого возраста

Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.

Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.

Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом

Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением

Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.

Минусы

Минусы шахмат можно разделить на две группы:

  • Необходимость долго сидеть отрицательно сказывается на осанке, позвоночнике и опорно-двигательном аппарате. Но плохих последствий можно избежать. Во-первых, не стоит забывать о том, что во время партии игроки могут вставать и ходить. Во-вторых, можно добавить активности в обычную жизнь, как минимум делать зарядку по утрам и больше гулять на улице.
  • Зацикленность на результате. Когда ребенок начинает понимать игру, одерживает первые победы, его может охватить эйфория. На ее фоне юный шахматист может настолько погрузиться в игру и достижение новых вершин, что забудет обо всем на свете. Такое случается не со всеми, но вычеркивать этот пункт нельзя. Необходимо следить за кругом интересов ребенка и вовремя реагировать если он сужается. В таких ситуациях хороший инструктор поможет ребенку и родителям избежать ненормального погружения в шахматы.

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.

Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.

Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.

Пример шаха ферзем:

Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.

Пример шаха ладьей:

Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:

Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.

Пример шаха слоном:

Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.

Пример шаха пешкой:

Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.

Пример еще одного шаха ладьей:

При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.

Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:

Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.

Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.

Теперь давайте рассмотрим варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата ладьей:

Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Пример мата слоном:

Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.

Пример мата пешкой:

Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.

Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:

Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь давайте рассмотрим пат.

Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант пата:

Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на «шахматном» языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и… веселиться

Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.


Шахматный турнир на Останкинской башне

Шахматы: обучение с нуля

Научиться играть в шахматы с нуля может и ребенок, и взрослый человек. Для получения результата нужно изучить тонкости игры и регулярно тренироваться на практике.

Первые шаги для взрослых, начинающих обучение игре в шахматы:

  • Купить хорошие шахматы – необязательно выбирать самые дорогие. Главное, чтобы фигуры были достаточно тяжелыми, устойчиво держались на доске и их легко было передвигать с клетки на клетку.
  • Запомнить названия фигур и основные правила – для этого можно посмотреть обучающие видеоуроки.

Самостоятельное обучение или уроки шахмат для начинающих с тренером: что выбрать

Самостоятельное обучение игре в шахматы с нуля займет много времени. Тренер понятно объяснит правила, поможет научиться основам игры с помощью решения задач. Занятия с наставником позволят получить систематизированные знания от простых навыков к сложным техникам.

Можно выбрать частного тренера или записаться в школу – в образовательных учреждениях больше внимания уделяют квалификации тренерского состава. Для тренировки практических навыков полезны занятия в группах, индивидуальные уроки с преподавателем помогут повысить мастерство и выйти на новый уровень игры.

Нужны ли книги по обучению шахматам для начинающих

Читать тематическую литературу нужно для закрепления знаний. Получить базовую информацию помогут переиздания старых советских книг, по которым училось не одно поколение гроссмейстеров. Также есть современные учебные пособия, где представлена более актуальные данные.

Главное – регулярные занятия и тренировки

Не пропускайте занятия, если вы записались в шахматную школу. При обучении игре в шахматы с нуля большое значение имеет регулярность. Старайтесь не только посещать уроки, но и играть вне школьных стен, в свободное время. Например, решать шахматные задачи или устраивать дружеские соревнования с знакомыми. Также можно тренироваться в компьютерных играх, изучать видеоуроки, смотреть шахматные соревнования и анализировать партии профессионалов. Старайтесь закреплять на практике каждый полученный навык, так вы быстрее достигнете нового уровня мастерства.

Игра

Это для меня кажется самым важным пунктом. Почему? Потому что, без зависимости от того, как играть онлайн или с компьютером, но именно так можно узнать возможности и красоту шахмат, полюбить их и запомнить все законы и нюансы ведения боя на доске.

Кстати, чтобы засесть за доску онлайн, в нашем, 2017 году, не нужны никакие усилия и особые условия. Даже специально подыскивать время не нужно. Всегда найдется партнер.

А по мере роста знаний у карапуза, можно заинтересовать его провести партию-другую вслепую, чтобы проверить его знания и развить память крохи.

На сегодня все! Чай выпит, моя пламенная «речь» имеет право продолжится в бурных дебатах благодаря вашим комментариям! Жду их с нетерпением! Тема полезная, а потому затрагивает всех родителей, как мальчиков, так и девочек, как совсем карапузиков, так и подросших ребятишек!

И не забывайте подписываться на новости и позаботьтесь о своих друзьях – приглашайте их на наши посиделки! А на сегодня все! Пока-пока!

С чего начинать обучение?

Конечно, с правил игры: на первом уроке покажите, как ходят пешки и фигуры; на втором расскажите, что такое шах, мат, пат и что цель в игре — дать мат неприятельскому королю; на третьем — объясните рокировку, превращение пешки, взятие на проходе.

Учтите, что правила — наиболее сухая и скучная часть «шахматной науки». Поэтому оживляйте свою беседу и ведите ее как своеобразную игру — сопровождайте легкими, посильными для малыша вопросами и заданиями. Например, объяснив ход пешки, поставьте себе белую, ему — черную. «А ну, кто скорее дойдет до последнего ряда?» Или: «Тут стоит мой слон. Поставь свою пешку так, чтобы ты мог его побить». Объяснили шах… «Вот мой король. А у тебя — тут ладья, здесь — слон, там — конь. Какой фигурой можешь ты объявить шах и как?» Думаем, подобные несложные задания маленький ученик будет выполнять с интересом и удовольствием.

На четвертом уроке покажите, как: дают мат одинокому королю король с ферзем и король с ладьей. На пятом — начинайте играть. В игре, особенно в первое время, подчеркивайте, что каждый ход должен делаться с какой-нибудь целью и что хвататься за первую попавшую на глаза фигуру, передвигать ее, а затем лишь смотреть — что получится, плохо и ведет к проигрышу. Почаще напоминайте, что нужно сперва обдумать — чем, куда и для чего пойти, а только потом делать ход. У маленьких ребят поначалу следует искусственно замедлять темп игры и, разумеется, ни в коем случае не торопить их. После нескольких партий можно предложить легкие задачи и решать их совместно, помогая намеками, но так, чтобы сыну казалось, будто решил он вполне самостоятельно: на первых порах хорошо, чтобы он поверил в свою «шахматную силу».

Кроме того, стоит последить, чтобы победы в игре доставались не только старшему, чтобы маленький партнер не чувствовал себя в этой борьбе обреченным. Но не проигрывайте умышленно, а лучше давайте фору (то есть снимайте у себя перед началом партии ферзя, а то и больше). Доведите фору до такой, когда сами увидите, что чаша весов в игре колеблется. И так играйте, пока ваш ученин не начнет одерживать больше побед, чем вы. А тогда чуть уменьшите фору.

Не смейтесь при поражении малыша, не поддразнивайте его, не растравляйте болезненную рану… Наоборот! Убеждайте его, что проигрыш не так страшен, и каждый раз вскрывайте причину ошибки: «Вот тут ты поспешил…», «Если бы ты здесь подумал…» и т. п.

Основы шахматной игры

Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.

Как играть в начале партии

 

После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
 

Лучшие дебюты

Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях. 

Изучаем ловушки в дебюте

В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.

Как играть в миттельшпиле

По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.

Правила игры в эндшпиле. Советы

Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию

Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.

 

Учимся играть в блиц-шахматы

Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.

Ставим детский и дурацкий маты

 

 
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
 
— Бесплатные приложения для обучения шахматам

— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.

Детский Развивающий центр Мио (ЮАО)

В Центре развития работают квалифицированные специалисты, увлеченные своей работой, любящие и уважающие детей, внимательные к людям. Предлагаемые программы основаны на лучших мировых педагогических методиках (Монтессори), а также собственном практическом опыте.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Обучение детей игре в шахматы с профессиональным преподавателем!

Индивидуальные занятия и занятия в группах.
ч

Русская шахматная школа (ЦАО)

Русская шахматная школа на Щукинской — это крупнейший шахматных клуб в Москве, в котором проходит полноценный цикл получения профессионального шахматного образования без ограничений в возрасте. Методика обучения создана при непосредственном участии международных гроссмейстеров и мастеров, педагогов и психологов.

Если возникло непреодолимое желание постичь и овладеть игрой в шахматы, то лучшим учителем станет Русская шахматная школа при Центральном доме шахматиста им. М.М. Ботвинника, в котором играли выдающиеся шахматисты – А. Карпов, Г. Каспаров, В. Смыслов и конечно же М. Ботвинник. В этом особняке также располагается первый в мире музей шахмат в котором можно соприкоснуться с шахматной историей.

Здесь проходят крупнейшие открытые шахматные турниры Москвы и регулярно по выходным проводятся турниры для самых юных, начинающих шахматистов.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

От простого к сложному

Шахматные фигуры разнообразны и создают ребёнку небольшой магический мир. Особенности хода каждой нужно изучать последовательно. После просмотра специальной литературы мною было установлено, что лучше использовать правильный порядок: ладья, слон, королева (ферзь), конь. Это яркий пример принципа «от простого к сложному».

Ход туры (очередное название ладьи) понятен ребёнку – нет ничего легче прямого перемещения по вертикали и горизонтали. Диагональный ход слона чадо тоже понимает быстро. При объяснении передвижений ферзя стоит сказать, что эта сильная фигура совмещает в себе способности ладьи и слона. В конце обучения расскажите о короле – он не может становиться под удар и бить защищённую фигуру.

Как перемещаются «воины» по шахматной доске можно рассказать и показать при помощи видеокурсов, которых много на просторах интернета. Это наглядное пособие заинтересует ребёнка и поддержит мотивацию.

Шах и мат

Ребёнок готов к следующему уровню обучения шахматам. Время рассказать ему о понятиях «шах» и «мат». Объясните разницу между значениями: «шах» — это угроза королю, но от неё можно спастись, «мат» означает конец игры.

Было установлено, что первый мат малыш ставит двумя ладьями. После некоторого времени спросите у него, какую фигуру он считает самой сильной. Отвечая на вопрос, ребёнок будет сравнивать качественные характеристики каждого шахматного бойца.

как научить играть ребенка в шахматы

О рокировке

Усвоение принципа рокировки тоже является частью обучения основам игры. Поясните ребёнку, что рокировка – это двойной ход, делающийся всего раз, во время которого король и ладья меняются местами. Цель – защитить венценосного правителя фигур. При объяснении вы так и можете сказать: ладья защищает драгоценного властелина.

Нюансы обучения

  • Вы учите ребёнка. Помните об этом. Никаких нудных нотаций, обучения, лекций – всё преподаётся в игровой форме, ведь шахматы – это игра.
  • Будьте спокойны. Сохраняйте уверенность и не кричите на ребёнка, если он недопонимает принципа и делает ошибки. Крик и злость убивают интерес к игре.
  • Используйте сказки. Шахматы – это древняя игра, появление которой окутано тайной. Объяснять возможности шахматных фигур можно при помощи сказочных и фантастических мотивов – это поддержит интерес обучения и превратит занятия в увлекательное путешествие.
  • Делайте перерывы. Не забывайте о детской психологии: ребёнок не может заниматься шахматами час или два подряд. Обязательно выделяйте время на отдых.

Шахматы разовьют мышление ребёнка, научат его усидчивости, вдумчивости, уважению противника.

Развивайте малыша, погрузите в сказочную атмосферу игры и проведите много незабываемых часов вместе. До свидания! До новых встреч!

И на последок видео на тему: «Как научить играть ребенка в шахматы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector