Методика кюизенера
Содержание:
- Игры
- Ход ЗАНЯТИЯ
- Ход занятия:
- Обучение счету
- История методики
- Плюсы тренировки
- Как работать с палочками?
- Игровые занятия с детьми
- Недостатки методики Кюизенера
- Возрастные особенности
- Плюсы и минусы
- Палочки Кюизенера — что это такое?
- Лучший возраст
- Ход мастер – класса:
- Сходства и различия с блоками Дьенеша
- Цель и задачи методики с палочками Кюизенера
- Что такое палочки Кюизенера?
- Заключение
Игры
Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.
Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.
Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.
Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий
От 2 до 3 лет
Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:
- альбом-игра «вместе весело играть»;
- альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».
Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.
От 3 до 5 лет
Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:
- комплект игр «на золотом крыльце»;
- игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
- альбом-игру «дом с колокольчиком».
Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.
От 5 до 7 лет
В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:
- комплект игр «на золотом крыльце»;
- комплект игр «посудная лавка Кростики».
Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.
Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
– Ребята, посмотрите, как я вам улыбаюсь. Улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения. Будьте внимательными, умными и дружными.
2. Какие праздники вы знаете? Какой у вас самый любимый? Почему? Вам нравиться ходить на день рожденье? Тогда посмотрите на экран.
На экране появляется Нюша. Слайд№1
-Здравствуйте, ребята!
Слайд №»2 Нюша: У меня сегодня день рожденье, но никто ко мне не пришел. Мне очень грустно. Помогите моим друзьям добраться до меня.
— ну, что ребята, поможем? Тогда выберите и займите себе место.
1задание. Крош. Первым поспешил в гости Крош. Слайд №3. Он приготовил вкусное печенье, но по дороге растерял его. Давайте поможем ему собрать печенье. Но оно у нас будет не простое, а из разноцветных палочек.
— как вы думаете, какой формы можно постряпать печенье? Крош знает, что Нюша любит квадратное печенье. У Кроша были разноцветные печенья!
— Пусть каждый из вас сделает квадратное разноцветное печенье.
— Как вы думаете, а круглое можно сделать? Почему?
— Скажите Крошу, какое получилось у тебя печенье?
— Какой формы?
Слайд №4
Какой прекрасный и вкусный подарок получит Нюша от Кроша. Целую коробку печенья – ассорти.
2задание. Лосяш. Слайд №5
» Строим дорожки». Лосяш поспешил на день рождение, но забыл по какой дороге надо идти.
Возьмите 5 палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек красного цвета. Возьмите 5 палочек голубого цвета. Рядом постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? По какой дороге быстрее Лосяшу добраться до Нюши? (по голубой)
Слайд №6
3задание. Ёжик. Следующий поспешил в гости к нам… Ёжик. Слайд № 7. Самолет.
Построить по образцу самолет. Возьмите образец и попробуйте сделать такой же самолет.
А теперь давайте полетаем с вами….
Физминутка.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
4задание. Совунья. Слайд № 8. Испекла большой торт со свечками. Вы любите торт? И Нюша любит.
«Сделай торты»
1 корж – желтый (дети строят квадрат из 5 желтых палочек).
2 корж — красный (красные палочки)
3 корж — голубой (голубые)
Не забудьте торт украсить одной белой палочкой — свечкой.
— Сколько лет имениннице? (1 год)
— Почему? (Потому что одна свечека).
— Какие аппетитные тортики у вас получились.
— Сколько палочек взяли для 1 коржа? (5)
Слайд №9
5задание. Все остальные друзья. Не хватает всех остальных друзей. Слайд №10. Давайте построим лесенку-чудесенку из наших волшебных палочек
Первая ступенька лесенки — белая палочка-кубик.
Вторая ступенька — розовая палочка, третья — голубая, четвертая — красная, пятая — желтая.
(Дети делают лесенку: 5 палочек)
Какая красивая, разноцветная лесенка получилась.
«Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной»
Вопросы:
Сколько всего ступенек? (Пять)
Какого цвета ступеньки?
Какого цвета самая низкая ступенька?
Какого цвета самая высокая ступенька?
Какая по цвету ступенька выше: голубая или красная?
Какая по цвету ступенька ниже: розовая или голубая?
Какая цветом по счету 2, 4 ступенька?
Какая цветом ступенька между белой и голубой?
Слайд №11. Какая замечательная лесенка-чудесенка у нас получилась! Молодцы ребята! Слайд №12.
Итог.
А теперь я вам предлагаю пройти в группу. А там придумать и нарисовать для Нюши поздравительную открытку!
– Наше занятие закончено.
Ход занятия:
1. Мотивация
— Воспитатель сообщает детям о том, что получила письмо от Незнайки.
Письмо
«Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Незнайка. У меня случилась беда. В цветочном городе, где я живу, прошел ураган, который разрушил мой домик и мне негде жить. Я прошу вас помочь мне отремонтировать мой дом. Но путь в мой город будет нелегким. Чтобы в него попасть, нужно много знать и выполнить трудные задания»
2. Основная
— Ребята, вы поняли, зачем Незнайка вам прислал это письмо?
— Ребята, а вы хотите помочь Незнайке?
— Тогда мы должны отправиться в Цветочный город и помочь Незнайке.
— Давайте подготовимся к путешествию и проведем разминку для ума.
— Ребята, для того, чтобы ответить правильно,нужно внимательно слушать:
— давайте посчитаем от 1 до 10;
— обратный счет от 10 до 0;
— назови соседей числа 4, числа 6, числа 8;
— посчитайте, начиная с 5 до 10;
— посчитайте, начиная с 4 до 1;
— сколько ушей у двух мышей?
— сколько хвостов у пяти коров?
— сколько пальцев на одной руке?
— сколько дней в неделе?
— назовите первый день недели? четвертый?
— какой сегодня день недели?
— Ребята, как вы думаете, на каком транспорте нам удобней и быстрее будет добраться до Цветочного города?
— Вы должны выложить вагончики поезда: голубой, желтый и розовый.При этом: желтый в середине, а розовый не должен быть первым.
— В какой цветовой последовательности стоят вагоны?
— Сколько пассажиров могут отправиться с вокзала?
— Молодцы ребята, в этих вагонах мы и отправимся в путешествие.
— А чтобы не было нам скучно, давайте выполним задание для путешественников «Составь задачу по картинке и реши ее»
— Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
— Посмотрите, сколько зайцев сидело под деревом? (Слайд)
— Сколько зайцев к ним прибежало? (Слайд)
— Зайцев меньше или больше стало?
— Если больше, то, что нужно сделать сложить или вычесть?
— Давайте придумаем условие?
— А какой вопрос в задаче?
— Будьте очень внимательными выложите решение задачи с помощью цифр и знаков.
— Ребята едем дальше, по пути нашего следования река, что нам нужно построить, чтобы проехать через реку?
— Давайте построим мост.
— Возьмите схему моста, внимательно посмотрите, какое число вы видите, а какого цвета у нас палочка 6?
— А сколько всего палочек нам понадобиться для постройки моста?
— Возьмите палочки и постройте мост. Чтобы мост был крепким и прочным нужно правильно выбрать палочки.
— Какого цвета палочки ты выбрал Никита?
— А сколько палочек ты всего взял?
3. Физминутка
— Внимание ребята, наш поезд прибыл на станцию отдыха. Предлагаю вам отдохнуть
— А теперь на нашем пути лес и чтобы его быстрее преодолеть, мы из палочек построим дорожку, которая равна 12 единицам.
Встречают 2 ежа (большой и маленький, мы ребята, вас пропустим дальше, если вы нам поможете решить нашу проблему.
— У нас возник спор, чему равна длина этой дорожки?
— Ребята, а чем можно измерить длину?
— Давайте попробуем измерить шагами.
— У маленького ежа шаг равен розовой палочке.
— У большого ежа шаг равен голубой палочке.
Дети решают проблемную ситуацию, работая с демонстрационным
материалом. Вместе с педагогом делают умозаключение о зависимости величины мерки и количества этих мерок.
— Но вот мы и пришли в Цветочный город. Встречает Незнайка.
— Давайте поможем Незнайке построить новый дом. Пододвиньте к себе палочки Кюизенера, возьмите схему. Выложите дом по схеме.
— Молодцы ребята теперь Незнайка будет жить в красивом доме.
4. Рефлексия
— Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова. Закройте глаза.
Все мы дружные ребята,
Мы – ребята дошколята.
Из любого положенья
Выход мы всегда найдем
Фантазировать умеем
И нигде не пропадем.
— Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Обучение счету
Благодаря этим предметам учимся считать с детьми. На начальном этапе можно также использовать сказочных персонажей, которые помогут ребенку научиться азам счета. Существует целый список занятий, которые развивают у детей счетные навыки:
- Выкладывание палочек по цвету и длине.
- Первоначально сами подвиньте к себе определенное количество счетного материала и попросите ребенка повторить за вами эти действия.
- Предметы разложите в ряд разных цветов и попросите запомнить детей, какие палочки есть, затем пусть он отвернется, и уберите одну. Когда ребенок повернется, он должен ответить, какой нет.
- Можно перемешать счетный материал и попросить ваше чадо разложить их по цветовому признаку, называя при этом каждый цвет.
- При помощи самой длинной палочки попросите ребенка измерить длину: стула, кровати или стола.
- Соберите из них фигуру и дайте задание сделать такую же.
- Можно попросить детей с закрытыми глазами найти палочки одинаковой длины.
- Узнать, сможет ли ваш малыш сказать, на сколько один предмет длиннее другого.
- Дайте ему задание выбрать из стопки палочек короткую и самую длинную.
Благодаря этим заданиям малыш научится считать в пределах десяти.
История методики
Появление палочек Кюизенера связано с трудами Джорджа Кюизенера, который был озадачен проблемой обучения детей основам математики. Биография этого бельгийского педагога, жившего с 1891 по 1976 годы сводится к тому, что большую часть своей жизни он работал с учениками младшей школы и преподавал им математику.
Проблемы с освоением этой науки школьниками вызвали у него интерес и породили желание помочь детям и сделать обучение легким и интересным. Благодаря изучению проблемы Джордж Кюизенер смог понять, что учеба детей идет намного быстрее, если они имеют возможность визуализировать предметы и проводить вычислительные действия непосредственно с ними.
Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Флебеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.
Плюсы тренировки
Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:
помогает развивать мелкую моторику.
способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.
Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.
Как работать с палочками?
- Начальный этап: знакомство с палками. Сенсорное развитие: можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у мамы.
- Второй этап — работа по схемам (выкладывание палочек на изображение), сначала с мамой потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
- Третий этап — изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у мамы.
Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.
Пока, пока!
Игровые занятия с детьми
Игры с палочками Кюизенера можно проводить с детьми от года и старше. Они могут спокойно заменить конструктор или мозаику ребятишкам.
В самом начале ребенок может просто взять их в руки и рассмотреть. Такой осмотр помогает детям развить мелкую моторику пальцев и зрительное восприятие. Можно, попеременно показывая палочки, делать следующие комментарии:
- палочка белого цвета короткая;
- палочка красного цвета длинная и т.д.
Ребенку можно объяснить про палочки Кюизенера (что это такое) через сказку. Построить забор из палочек одинакового цвета, используя сказку «Три поросенка», рассказать, что забор белого цвета у одного поросенка маленький, у другого — красный заборчик, побольше, а у третьего — коричневый, самый длинный и высокий.
Недостатки методики Кюизенера
Практически все специалисты единогласно утверждают, что недостатков у палочек Кюизенера нет. На сегодняшний день этот дидактический материала является одним из самых лучших и действенных пособий, позволяющих с самого раннего возраста приобщать детей к математике. Мнение специалистов подтверждают и многочисленные восторженные отзывы родителей, которые уже практикуют занятия по методике Кюизенера в домашних условиях.
Но, как известно, даже в меде можно найти ложку дегтя. Не стали исключением и «цветные числа». Пресловутой «ложкой дегтя» можно считать необходимость систематических совместных (родители с ребенком) занятий со счетными палочками. В противном случае эффект будет практически не заметен.
Возрастные особенности
Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.
Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.
Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.
Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.
Плюсы и минусы
Любая дидактическая методика, разработанная для детей, имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше положительных сторон, тем эффективнее идет процесс обучения. В процессе использования палочек Кюизенера также есть свои плюсы и минусы.
К положительным стоит отнести следующие моменты:
- возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
- наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
- помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
- благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.
Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике.
Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.
Палочки Кюизенера — что это такое?
Цветные счетные палочки используются как дидактический материал для обучения детишек основам математики. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет. Могут быть изготовлены из дерева или пластмассы.
белый квадрат — число 1
розовая палочка — число 2
голубая – число 3
красная – число 4
жёлтая – число 5
фиолетовая – число 6
чёрная – число 7
бордовая – число 8
синяя – число 9
оранжевая – число 10
Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. В наборах разных производителей цвета могут иметь разные цветовые оттенки, но смысл не изменится.
Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.
Лучший возраст
На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.
Ход мастер – класса:
Вводная часть: Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическим материалом палочками Кюизенера. Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.
Презентация «Палочки Кюизенера»
2 слайд.
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
3 слайд.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки — призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.
4 слайд.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием,которое позволяет:
1. Различать и классифицировать по цвету
2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
3. Освоить прямой и обратный счет
4. Делить целое на части
5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
6. Развивать пространственные представления
7. Овладеть арифметическими действиями.
5 слайд.
На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
6 слайд.
На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.)
Рассмотрите цветные палочки и подумайте, в какие игры можно поиграть с ребенком?
Ответы родителей.
Я предлагаю вам побыть детьми и отправиться в мир занимательной математики, а помощниками нам будут палочки.
1. Построите дорожку (синюю, желтую и т. д.)
2. Подарите мишке желтые, зайчику синие палочки.
3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.
4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.
Слайд № 7
5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.
Назовите все числа стоящие после 2.
Назовите число, стоящее перед числом 5. Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4.
Слайд № 8
Игра «Пассажиры и поезд».
Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, розовой и голубой. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько мест в каждом вагончике? (находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место.) В ходе беседы приходят к выводу, что у каждой палочки есть свое число. Данное задание подводит к пониманию состава чисел из единиц.Далее можно разнообразить это задание: посадить в каждый вагончик столько пассажиров, какое число обозначает данная палочка, расставить вагоны по порядку, пронумеровать их, соотнося палочки с цифрой. Эта игра поможет детям различать цифры между собой.
Слайд № 9
Игра «Лесенки».
Постройте две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9) ; (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам назовите четный и нечетный ряды.
Слайд № 10
Игра «Коврики»
Постройте красивый коврик из палочек. Ширина коврика 6 см (8 см). Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 палочки. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.
Выстраивая коврики, дети знакомятся с составом числа из двух меньших чисел.
Слайд №11
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Сходства и различия с блоками Дьенеша
Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.
Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат). В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов. У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая все новые интересные задачи. Инновационный подход в образовании, призывает обучать, играя, чтобы информация запоминалась легко и естественно.
Цель и задачи методики с палочками Кюизенера
Как таковые палочки Кюизенера стали использовать по рекомендациям педагога из Бельгии. Он придумал тоненькие брусочки, окрашенные в разные цвета для обучения детей математическому счёту и другим действиям. Такая наглядно-игровая форма сразу была поддержана педагогами в детских учреждениях страны и вышла за её пределы.
Главной целью методики «палочки Кюизенера» стало обучение математическим действиям в эффективной форме, близкой для понимания детьми.
Задачи же многообразны:
- это и обучение числам;
- и формирование преставлений о счёте и цвете;
- развитие познавательного интереса к самому предмету математики;
- тут же и развитие логики, мыслительных способностей, формирование нестандартного типа мышления;
- становление основ арифметических навыков и умения сложения и вычитания.
Как видим, с палочками можно делать многое. И всё, однозначно, будет развивающе действовать на малыша, не обременяя его при этом серьёзными учебно-образовательными нагрузками.
Что такое палочки Кюизенера?
Что представляет собой данный набор? Он состоит из ряда счетных палочек. Они различаются по цветам и по размеру. Существует десять цветов и десять типов длины (от одного сантиметра до десяти). Такая комплектация не является случайной. Обучающую схему достаточно долго разрабатывали. В сущности, она является отлично продуманным математическим множеством. Каждый цвет и размер соответствует конкретному числу. Оттенок палочек не случаен. Все они распределены по так называемым семействам, которые включают числа кратные двум, трем или пяти. Это также помогает эффективнее обучать малыша счету.
Заключение
Счетные разноцветные палочки — это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего — моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Вы можете в процессе обучения крохи использовать простые палочки, а можете приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию маленькой личности. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…
Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:
- Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
- Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
- Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
- Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
- Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
- И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
- Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.
Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:
-
Счетные палочки и цифры, 72 элемента
– деревянный наборчик в коробочке; -
Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре
– 50 шт.
- Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.