Эксперименты с водой для детей, которые удивят даже взрослых

Содержание:

Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков

Вам понадобится:

— 2 стакана

— небольшая емкость

— вилка

— 4-6 жевательных червяков

— 3 столовые ложки пищевой соды

— 1/2 ложки уксуса

— 1 чашка воды

— ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль — это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.

2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.

* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

Доведение до кипения

Взять стакан с водой и поместить его в микроволновую печь до того времени, пока вода практически не закипит.

Сразу в стакан с закипающей водой поместить карандаш, и будет видно, как удивительным образом вода закипает до образования воздушных пузырьков при контакте со сторонним объектом. Кроме карандаша можно поместить в воду что угодно: это может быть и игрушечный динозаврик, и обычная ложка.

Дело в том, что в микроволновке в прозрачном стакане с водой не могут образовываться пузырьки пара, им просто нет места. Почему? Температура стеклянной емкости, в данном случае — стакана, который для микроволн СВЧ прозрачен, намного меньше температуры воды в нем. Следовательно, если пузырьков в воде нет, то она не сможет ни охладиться, ни нагреться.

Но если поместить туда какой-нибудь предмет, он разогревается до температуры воды, при этом позволяя ей охладиться, благодаря теплопроводимости воды, поэтому начинается кипение. Пар высвобождается.

Образование льда

В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.

  1. Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.
  2. После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.

Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.

Вот такие несложные, но интересные опыты и эксперименты для дошкольников предлагаем вам провести в домашних условиях или в детском саду. Уверены, что они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Опыты для детей «Холодная вода закипает»

Для того, чтобы увидеть кипящие пузырьки в холодной воде, участникам опытов потребуются такие компоненты, как:

  • Стакан, наполненный доверху холодной водой;
  • Аптечная резинка;
  • Носовой платок.

Выполнять все приемы опыта нужно в моечной раковине и в соответствующем порядке:

  1. Носовой платок обильно смачивается водой и выжимается.
  2. На стакан с водой укладывается платочек и закрепляется резинкой. Причем сердцевина платка должна касаться водной поверхности.
  3. Переворачиваем подготовленный стакан вверх дном и удерживаем в одной руке. Другой рукой наносить несильные удары по дну стакана. От этих действий вода начинает как бы «кипеть», то есть бурлить.
  4. Это происходит от того, что ткань платка не пропускает воду из стакана. И при ударе образуется вакуумный воздух, который поступает в воду, ваш ребенок будет в восторге.

Картотека опытов для детей 4-5 лет в детском саду и дома

Торнадо

Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.

Фокус с водой и трубочкой

Дуешь в бутылку, а вода течёт из трубочки. Занятие полезно для дыхания и координации движений. Чтобы сделать его ещё интереснее, я добавила в стаканчики по капле разных пищевых красителей.

Сода + Уксус

Удивляйте малым, показав значимость даже простых соединений. Такой опыт будет интересно и полезно увидеть карапузам в 3 4 года. Позвольте им самим капнуть уксус. Тогда производителями пены будут именно малыши! А можно сделать вулкан, как мы.

Секретное послание

Кроха или вы окуните ватную палочку в лимонный сок или молоко и напишите/нарисуйте на листе бумаги послание. Такой опыт реально провести в домашних условиях. Осталось только прогладить лист горячим утюгом, чтобы послание стало видимым.

Цветной фейерверк в стакане

Смешиваем растительное масло с пищевыми красителями. Стоит взять разные цвета, так будет красивее. Всю эту массу переливаем в стакан с теплой водой и наблюдаем фейерверк. Кода он утихнет можно бросить шипучую таблетку аспирина.

Пенная радуга

Мы немного о то, как получить много пены, как для слона зубную пасту, говорили в статье с научными опытами. Теперь поговорим о том, как сделать радугу.

По числу пищевых красителей, что у нас есть, возьмем стаканы. В каждый Немного воды, 2 столовых ложки соды, пищевые красители, жидкость для мытья посуды. Размешаем хорошенько. А теперь вливаем в каждый стакан уксус. И радуга взрывается пеной.

Краска на цветах

У свежих белых цветов срезаем краешки стебельков и ставим в воду с красителями. Чуть больше, чем через полчаса каждый цветок начнет окрашиваться в цвет воды.

Вылупление динозавриков из яйца

Смешиваем соду с кондиционером для волос. Вылепляем фигуры по форме яйца. Внутрь каждой фигурки кладем маленького динозаврика. Вылупятся они у нас при помощи уксуса. Устройте «гнездо», разместите яйца и полейте на них уксусом.

Лизун

Лизун из домашних средств – это и опыт, и материал, и игра!

Смешать все ингредиенты: Клей ПВА, Пена для бритья, Бура (глицерин с натрием тетрабората), Пищевой краситель. Подробнее как сделать лизун 

При необходимости добавлять или клей, или бур для получения необходимой консистенции.

Как поймать льдинку

В воду опустить кубики льда. Чтобы веревкой поймать один из кубиков, понадобится соль. Сделайте так, чтобы веревка просто касалась льда. Если сверху притрусить лед и веревочку солью, то подтаявший, а потом снова замерший лед «схватится» за льдинку.

Делаем подводную лодку из…

Картошка! Она тяжелее воды, а потому погружается в нее, «ложась на дно». Но, если в емкость с водой добавить соль, картошка всплывет.

Зависший мыльный пузырь

Хотите кроху 5 лет удивить? Тогда насыпьте в банку соду и погасите ее уксусом. Теперь выдуйте в банку пузырь. Он не осядет на дно из-за выделенных реакцией газов.

Кораблик

Если под рукой нет никаких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка, а вам нужно его занять, покажите ему забавный эксперимент с водой и бумажным корабликом!

Окрашиваем воду

Самые необычные опыты, когда «из ничего» появляется что-то красивое. Растолочь таблетки ампициллина, добавить дистиллированную воду и встряхнуть, пока все хорошо не смешается. Всыпать соду, добавить сульфат меди. Помешать. Окраска раствора меняется, становясь бурой.

Подопытное – мороженое

А есть ли в продукте белок? Сейчас узнаем! В растаявшее мороженое немного дистиллированной воды. Добавляем соду и сульфат меди. Если в емкости мороженое становится ярко-фиолетовой, значит, белок присутствует.

Опыты с шоколадом

Если шоколад слегка смочить водой, завернуть обратно в фольгу и отправить в холодильник, то через неделю на нем проступит сахар.

Экспериментируют дошколята!

В дошкольном возрасте опытная деятельность усложняется и становится более разнообразной, так как детям можно предлагать сложные биологические опыты. Они представляют собой эксперименты с растениями, условиями их развития, окрашивания в разные колоры.

Важно: уже в среднем дошкольном возрасте ребятишки начинают принимать активное участие в экспериментах. Родителям нужно научить ребенка необходимым во время опытных действий правилам: брать в рот и пробовать незнакомые вещества ни в коем случае нельзя; включаться в исследование можно только с разрешения взрослого

Если ребенок задает в ходе опыта свои вопросы, обязательно надо на них отвечать, чтобы не потерялся интерес к исследовательской деятельности. Еще одной особенностью опытов дошколят, в отличие от малышей, является то, что они становятся достаточно длительными по времени. Они заставляют ребенка ждать не сиюминутного результата, а строить свои умозаключения на длительном наблюдении за явлением или объектом. 

Сахарная башенка

Такой эксперимент поможет дошкольникам узнать скрытые свойства знакомого вещества, сделать собственное умозаключение на основе наблюдений. Взрослый готовит для опыта емкость, кусковой сахар, пищевые красители, питьевую воду. Совместными действиями строится башенка из сахарных кубиков. Дошкольник получает задание развести пищевой краситель и рассмотреть, как вода меняет свой цвет. Спросить, почему так происходит (кристаллики красителя перемешиваются с частичками воды)? Потом подкрашенная вода выливается в емкость, где находится башенка из сахара. Взрослый предлагает ребенку понаблюдать, что произойдет, и самостоятельно объяснить происходящие изменения. Жидкость постепенно, кубик за кубиком, окрашивает сахар, он полностью пропитывается и башенка падает. Взрослый старается подвести дошкольника к самостоятельному умозаключению: сахарные частички смешиваются с частицами воды и растворяются в них. 

Цветной сахар

Подобный эксперимент также будет интересен дошкольнику, так как помогает узнать о незнакомых свойствах объекта. Для опыта нужно подготовить питьевую воду, сахарный песок, пищевой краситель, фольгу и емкости по числу красителей. Сахар растворяют в воде (2 ложечки на 10 ложек воды), в емкость укладывают фольгу, наливают немного сиропа. Затем добавляются красители. Емкости с раствором оставляют на несколько дней в теплом месте. За это время жидкость испаряется, оставляя цветные кристаллики сахара. Для эффекта их можно смешать, чтобы получился разноцветный рафинад. Взрослый спрашивает ребенка: что произошло? (Вода постепенно испарилась, сахар, смешанный с красителем, остался.)

Водяные лилии

Очень красивый опыт, который нравится детям, но требует специальной подготовки. Взрослый с ребенком вырезают из бумаги белые и желтые цветы с удлиненными лепестками, палочкой закручивают их внутрь. Затем опускают цветки в емкость, наполненную водой. Бумага намокает, цветы становятся тяжелыми и распускают лепестки, можно расположить вокруг них зеленые круглые листья и прочитать стихотворение: 

Лежит кувшинка на листке, как на плоту упругом. 
И поплыла бы по реке к приветливым подругам. 
Да вот беда: привязан плот, он никуда не поплывет!

Как вариант, для объяснения такого эффекта можно предложить наблюдение за сосновыми шишками, которые при намокании становятся плотными и закрывают чешуйки. При высыхании шишка опять раскрывается.

Ищем клад

Популярный опыт «письмо с секретом», который можно включить в семейный досуг.  Заранее надо написать с дошкольником секретное письмо о спрятанном кладе молоком, лимонным соком. После высыхания прочитать такое письмо можно при помощи пара или утюга (ребенок наблюдает за действиями взрослого). Также используется йод, которым можно слегка смочить текст (действует дошкольник). Прочитав секретное послание, вся семья весело ищет клад.

Проект «Сколько кислорода в воде»

Не
обязательно иметь научную степень по
химии или проводить сложный физический
опыт, чтобы знать состав
и свойства воды. Она
состоит из двух элементов: кислорода и
водорода. Безусловно, вам известна эта
знаменитая формула, но знаете ли вы о
том, что существуют определённые виды
воды с более высоким содержанием
кислорода? При помощи небольшого набора
для проведения тестов вы сможете узнать
процент содержания кислорода в отстоянной
и проточной воде, проведя один или
несколько опытов для детей
с водой в домашних условиях.

Цель
проекта – узнать, какая
вода содержит больший процент кислорода:
проточная или отстоянная.

Ход эксперимента:

  1. Выдвиньте гипотезу. Выскажите предположения по поводу того, что будет происходит во время проведения эксперимента. Как вы считаете, какая вода будет содержать больше кислорода: отстоянная, проточная или та, в которую подают пузырьки воздуха? Почему? Это называется гипотезой.
  2. Заполните две ёмкости водой. Оставьте на ночь.
  3. На следующее утро подготовьте тест-набор для определения содержания кислорода и другие принадлежности. Возьмите образец отстоянной воды.
  4. Затем внимательно прочтите инструкцию, которая прилагается к тест-набору на растворенный кислород. Определить уровень кислорода не очень сложно, но хорошие учёные всегда стараются следовать инструкциям. Упущенный шаг может привести к неверному выводу!
  5. При помощи тест-набора узнайте процент содержания кислорода в отстоянной воде, которую вы подготовили заблаговременно.
  6. Запишите полученные результаты.
  7. Теперь, используя мерный стакан, начните переливать воду из одной ёмкости в другую. Делайте это на протяжении пяти минут, прежде чем приступить к следующему этапу проверки содержания кислорода во второй ёмкости.
  8. Старайтесь работать быстро. При помощи тест-набора уровень кислорода во второй ёмкости.
  9. Удостоверьтесь, что правильно записали результаты.
  10. Проанализируйте полученные данные. Верна ли ваша гипотеза?

Вывод:

Движущаяся
вода содержит больше кислорода, чем
отстоянная. Почему? Ведь вода – это
просто вода, не так ли? Почему проточная
вода содержит больше кислорода, чем
отстоянная? Чтобы это понять, давайте
рассмотрим опыт 1
свойства воды и проверим несколько
способов, при помощи которых кислород
смешивается с водой. Во-первых, есть
фотосинтез, или процесс, который позволяет
растениям производить пищу. Во время
фотосинтеза растения поглощают углекислый
газ и солнечный свет, а производят
кислород. Растения, подобно водорослям,
находящимся под водой, производят
кислород, который попадает прямо в воду.

Но
при проведении нашего эксперимента
водоросли не использовались. Это значит,
что мы переходим ко второму способу,
посредством которого кислород может
попасть в воду. Иногда кислород,
содержащийся в воздухе, смешивается с
водой. Это происходит во время движения
воды – особенно в текущей воде!
Представьте, что молекулы воды и воздуха
– это стеклянные шарики. Предположим,
молекулы воздуха – это маленькие белые
шарики, а молекулы воды – более крупные
синие. Если вы попытаетесь высыпать
синие шарики через слой белых, некоторые
из них перемешаются. Нечто подобное
происходит и с потоком воды. Поскольку
молекулы будут перемещаться из одного
места (где вещество имело более высокую
концентрацию, а молекулы располагались
более тесно друг к другу), в другое (с
более низкой концентрацией), часть
молекул воздуха переносится в воду.

Как
вы считаете, каким образом подводные
существа и растения «дышат» под водой?
С помощью тест-набора на растворенный
кислород узнайте, действительно ли
вода, в которой есть живые организмы,
имеет более высокое содержание кислорода?
Вы можете протестировать морскую воду
или даже воду из аквариума. Выберите
что-либо по своему усмотрению. Только
не позволяйте своему исследованию
остановиться на этом этапе! Продолжайте
выстраивать гипотезы и тестируйте
научные теории с помощью экспериментов
дома с водой. Так поступают настоящие
ученые!

Описание интересных опытов для детей

Конечно, здесь будут приведены далеко не все опыты для домашней исследовательской лаборатории, а только часть из них. С описанных ниже экспериментов можно начинать этот вид развлечений, если ребенку они понравятся, то можно поискать новые опыты в Интернет-сети или в специальных магазинах.

Опыт 1. «Лавовая лампа»

В бутылку с маслом наливается раствор из воды и пищевого красителя. Затем туда же добавляется шипучая таблетка (например, аспирин). В результате окрашенная вода движется вверх и вниз, не перемешиваясь с маслом.

Объясняется это тем, что вода и масло — жидкости с разной плотностью и никогда не смешиваются. Добавленная шипучая таблетка, при растворении выделяет углекислый газ, который заставляет жидкость двигаться.

Опыт 2. «Вулкан»

Из глины или пластилина лепится макет вулкана. В его кратер вставляется бутылка (ее высота должна совпадать с высотой вулкана). В бутылку насыпается сода. В другой емкости смешать уксус с красителем. Затем аккуратно влить его в кратер вулкана. Получится извержение вулкана.

Это происходит потому, что сода вступает в химическую реакцию с уксусом и начинает пенится и увеличиваться в объеме. Такой опыт дети могут также наблюдать на кухне, когда мама или бабушка что-то пекут, используя соду, гашенную уксусом.

Опыт 3. «Крышка из бумаги»

Воду в стакане накрывают обычным листком бумаги и аккуратно переворачивают стакан. При этом вода из стакана не выливается, а бумага держится как приклеенная.

Когда стакан с водой и листком бумаги переворачивается, то сверху на бумагу давит вода, а снизу – воздух. Листок не падает потому, что давление воздуха сильнее, чем давление воды.

Опыт 4. «Плавающая игла»

В емкость набирается вода и на ее поверхность кладется маленький кусочек папирусной бумаги. На бумагу кладется обмазанная маслом игла. Затем второй иглой нужно аккуратно опустить края бумаги в воду, пока она не утонет. При этом игла останется плавать на поверхности воды.

Это происходит, из-за того, что вода возле иглы немного изгибается, так как игла обмазана маслом и не намокает. Игла лежит внутри лощинки, которую поддерживает водяная пленочка. Стремление воды выровнять лощинку, не дает иголке утонуть.

Если перед экспериментом иглу намагнитить, тогда на поверхности воды она расположится вдоль силовых линий Земли. Ее можно использовать как компас.

Опыт 5. «Невидимые чернила»

В качестве невидимых чернил можно использовать молоко или лимонный сок. С помощью кисточки для рисования можно написать послание. А для того чтобы его прочитать, листок с посланием нужно нагреть горячим утюгом, или подержать над свечой.

При нагревании «невидимые чернила» подгорают и становятся темнее.

Опыт 6. «Солевые кристаллы»

Этот опыт занимает несколько дней. Для него нужно приготовить крепкий соляной раствор. Соли необходимо бросить в воду столько, чтобы она уже перестала растворяться. Из проволоки подготавливается каркас любой фигуры и помещается в стакан с соленой водой. Через некоторое время на каркасе начнут образовываться кристаллы.

Кристаллы растут из-за того, что вода постепенно испаряется, а соль осаждается на заготовленный каркас.

Опыт 7. «Окрашивание живых цветов»

В вазу с водой добавить краситель одного цвета. Стебель белого цветка обрезать на два сантиметра, под острым углом. Затем поместить цветок в вазу. Примерно через сутки лепестки цветка окрасятся в цвет красителя.

Это происходит потому, что окрашенная вода поднимается по стеблю к лепесткам.

Опыт 8. «Радуга»

На дно тазика с водой кладется зеркало. На него направляется свет фонарика. На белый лист бумаги нужно поймать отраженный в виде радуги свет.

Объяснить это просто. Световой луч складывается из нескольких цветов и проходя сквозь воду он разделяется на отдельные цвета.

Опыт 9. «Прогулка по яйцам»

Для эксперимента понадобится лоток яиц. Сперва нужно проверить целостность яиц, при необходимости заменить треснутые. Все яйца должны быть одинаково расположены (острыми концами или вниз, или вверх). Если ставить босую ногу сверху на яйца, равномерно распределяя вес, то по ним можно ходить. Это при том, что скорлупа яиц хрупкая.

Скорлупа яиц устроена так, что при равномерном давлении способна выдержать большой вес.

Опыт 10. «Рисунки солнца»

На очень солнечное место, например, подоконник, положить лист черной бумаги. На него выложить фигурки и трафареты. Через некоторое время, на месте предметов остаются их отпечатки.

Бумага под действием яркого солнца выгорает, а под фигурками остается черной.

Узнать о том, какие опыты можно сделать с детьми 5-6 лет, а также описание самых интересных опытов, вы можете из нашей статьи: Опыты для детей 5-6 лет: в детском саду
 

Опыты со старшими ребятишками

  1. И снова заставим вести себя жидкость необычно. Разогреем кастрюлю над огнем и капнем жидкости. Что мы видим? Вода танцует! Прежде, чем испариться, отдельные капельки весело подпрыгивают.Вывод: на самом деле, вода испаряется. Только первая ее «порция». А пар, который от этого образовывается, приподнимает над поверхностью капли и удерживает их.
  2. Научим крох новому искусству? Используем лак для ногтей рисунок из которого должен ровно лечь на поверхность стеклянной посуды. Берем миску с водой и капаем в нее разные цвета лака. При помощи зубочистки смешиваем, чтобы получился рисунок. Теперь стеклянную посуду опускаем в миску. На посуде остается рисунок.Вывод: вода и лак не смешиваются. Лак только расплывается по поверхности. При помощи этой техники можно сделать декор разным вещам, в том числе и маникюр.
  3. Сила выталкивания, что это такое? Давайте на примере покажем малышам, как зависит эта сила от плотности воды. Нам понадобится соль, яйцо, стакан и вода. Опускаем в наполненный жидкостью стакан яйцо. Свежее яйцо утонет. Тогда добавьте соли. Яйцо всплывет.Вывод: по мере растворения соли плотность воды будет увеличиваться, а значит, увеличивается ее сила выталкивания.
  4. Давайте разукрасим воду красками. Пусть это сделает сам карапуз при помощи обычных красок и кисточки. Выбор цвета тоже за малышом.
  5. Нам понадобится тарелка с небольшим углублением. На ее дно приклеим кусочек пластилина, в него воткнем 4-10 спичек.Заполняем цветной жидкостью дно тарелки. Поджигаем спички. Когда они разгорятся, переворачиваем банку и опускаем ее вверх дном, чтобы пластилин был в середине.Спички потухнут. Но при этом вода течет вверх заполняет банку.Вывод: так мы познакомили ребятишек с еще одним явлением, с давлением. В нагретом воздухе давление возросло и частично газ вышел. Но, когда воздух стал остывать, его давление стало снижаться, и вода стала подниматься.

Конечно, это – далеко не все опыты, которые можно показать деткам, чтобы научить их, что нет простых предметов, и показать на примере, как взаимодействуют они между собой. А потому, продолжайте удивлять и обучать своих малышей! А я всегда вам в этом помогу. От вас подписка и приглашение друзей на сайт, а от меня всегда интересная информация! На сегодня все! Пока!

Повелитель воды

Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны, увлекать течение. А можно ли управлять плавающими предметами? Да, их можно подгонять рукой. А можно ли управлять, ничем их не касаясь? Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.

Что потребуется:

  • коробок спичек
  • миска с водой
  • кусочек мыла
  • кусочек сахара-рафинада

Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек. Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.

Возьми кусочек мыла и погрузи концом в воду в центре спичечной звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла опусти в центр звезды кончик кусочка сахара-рафинада и посмотри, как спички поведут себя на этот раз.

Результат. Когда ты погрузишь в воду конец кусочка мыла, спички тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся возле погружённого в воду сахара.

Объяснение. Такое поведение спичек обусловлен следующим: погружая в воду разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.

Мыло сильно уменьшает поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься кусочком мыла поверхности жидкости, оно растворяется и смешивается с ней. Молекулы мыла проходят между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.

Сахар действует противоположно мылу — он увеличивает поверхностное натяжение. Именно поэтому спички стягиваются в центр миски к погружённому в воду кусочку рафинада.

Опыты для детей «Надувание воздушного шара лимоном»

В качестве необходимых предметов для проведения такого опыта понадобятся:

  • Стеклянная пустая бутылка;
  • Воздушный шарик;
  • Скотч;
  • Чистый стакан;
  • Пищевая сода – 1 десертная ложечка;
  • 1 стакан чистой воды;
  • Уксус пищевой – 3 большие ложки;
  • Сок 1 лимона;
  • Воронка.

Подобное испытание проводится в несколько этапов:

  1. В бутылку с водой добавляется подготовленная сода.
  2. Уксус и лимонный сок смешиваются в стакане. Затем при помощи воронки кислую смесь выливают в бутылку с содой и водой.
  3. Быстрыми действиями шарик  надеть на горлышко бутылки. И незамедлительно обмотать скотчем его края. Это необходимо для того, чтобы воздух не выходил наружу.
  4. Ингредиенты, заложенные в бутылку, создают необходимую химическую реакцию. Их конечным результатом является выделение углекислого газа, который своими свойствами создает давление внутри этой конструкции.
  5. Именно это принудительное воздействие надувает воздушный шар.

Занятия с малышами

Давайте покажем крохе 4 лет основное свойство жидкости, что она принимает всевозможную форму.
Как это сделать? Возьмем любую прозрачную тару и наполним ее водой. Что это может быть? Например, стеклянные банки и стаканы. Но и не твердые емкости тоже подойдут: целлофановый пакет, воздушный шарик, медицинская перчатка. Какая форма воды? это зависит от того, во что она налита.Вывод: у жидкости нет определенной формы.

Масло и вода не смешиваются. Наливаем в стаканан масло, затем добавляем воду. Воду можно окрасить. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже  если Вы попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, пищевой краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Если добавить таблетку аспирина, то получим бурлящую лаву.Когда Вы льете воду в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.

Еще один простой опыт познакомит карапузов 5 6 лет с тремя состояниями воды: твердое жидкое и газообразное. Подготовьтесь заранее и заморозьте ее около литра. Желательно это сделать в двух металлических емкостях.Один кусочек льда растопите на глазах ребенка. Дайте малышу сравнить и высказаться. И снова верните емкость на плиту. Накройте ее прозрачной крышкой. Наблюдая, можно заметить, как под крышкой собрался пар (газообразное состояние жидкости) и капельки – это конденсат. Откройте крышку. Только вначале спросите кроху, откуда взялся пар, если в кастрюльке была только вода?Но на этом эксперимент не закончился

Обратите внимание карапуза, что пар поднялся вверх. А кусочек льда плавает на воде

Расскажите на этом примере, что самое тяжелое – вода, потом идет лед, а пар даже легче воздуха.Вывод: мы познакомились с тремя состояниями воды и узнали, что при этом меняется ее вес.
Давайте продолжим. И снова опыт с водой и воздухом. На этот раз мы при помощи жидкости увидим, что воздух есть, хоть и невидим. Возьмем глубокую миску с водой и пол-литровую банку.
Спросите маленьких, банка пустая? Дайте им ответить. А теперь, переверните банку и, держа ее ровно, опустите на дно миски. Почему вода не заполнила банку? Что ей мешает? Чем наполнена банка, что не пускает жидкость?Вывод: хоть воздух не видим, но он есть. И это мы сейчас доказали.

Опыты с водой: секреты успешного эксперимента

Своевременная подготовка. Все необходимое подготовьте заранее
Маленькие дети не способны длительное время удерживать внимание, поэтому реквизиты должны быть под рукой.

Привлечение внимания. Эмоционально обыграйте ситуацию
Скажите: «Сейчас я покажу тебе настоящее волшебство/чудо! Пошли скорее смотреть!» А, может, опыт вместе с вами захочет провести медвежонок или любимая игрушка Вашего чада? Уверены, Вы найдете способ заинтересовать кроху.

Комментирование действий. Обязательно проговаривайте, что Вы делаете. При необходимости отвечайте на вопросы юного исследователя.

Удовлетворение любопытства

Малышам важно все потрогать, понюхать, внимательно рассмотреть. Проводите безопасные опыты, в которых ребенок сможет принимать активное участие.

Закрепление результата

Чтобы кроха понял суть процесса, спустя время вновь вернитесь к проведенному опыту и дайте более подробный комментарий к нему.

Опыт № 1. Стакан засасывает воду

Материалы и оборудование:

  • прозрачный термостойкий стакан;
  • блюдце;
  • горячая вода;
  • средство для мытья посуды/пищевой краситель (по желанию);
  • нарезанная кубиками поролоновая губка (по желанию).

Проведение опыта

Налейте в стакан горячую воду, оставьте на пару минут, чтобы его стенки хорошо прогрелись

Тем временем налейте немного воды в блюдце (добавьте в блюдце каплю средства для мытья посуды или пищевой краситель).

Вылейте из стакана горячую воду, дайте ребенку осторожно дотронуться пальцем до его стенки (он почувствует, что она горячая).

Переверните горячий стакан дном вверх и поставьте в блюдце с водой. Наблюдайте, как по мере его остывания будет засасываться вода из блюдца, а затем и воздух.
В конце опыта дайте ребенку дотронуться до стенки стакана и отметьте, что она стала холоднее

Объясните, что воздух (газ) при охлаждении сжимается, поэтому вода засасывается.

«Ух ты! Перевернутый стаканчик остывает и пьет водичку с блюдца! Чудеса!»

Опыт № 2. Пузыри из бутылки

Материалы и оборудование:

  • 2 воздушных шарика;
  • прозрачная стеклянная бутылка;
  • тазик или миска с теплой водой;
  • перчатки или варежки, чтобы не замерзли руки.

Проведение опыта

Пустую открытую бутылку положите в морозилку примерно на 15 минут.
Пока бутылка охлаждается, надуйте два шарика до одинаковых размеров.

Один из шариков поместите в морозилку.
Налейте в миску/тазик теплую воду, достаньте из морозилки бутылку, дайте малышу прикоснуться к ней пальчиком: «Какая бутылка? Правильно, холодная!»

Погрузите бутылку горлышком вниз в воду и наблюдайте, как из него появляются пузыри (Бутылочка делает «буль-буль». Ух ты!»).

Спустя пару минут пузыри перестают выделяться

Попросите ребенка дотронуться до бутылки пальчиком («Наша бутылочка стала теплее!») Обратите внимание крохи на то, что воздух (газ) при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Холодная бутылка была заполнена холодным воздухом, когда мы достали ее из морозилки и погрузили в теплую воду, бутылка начала нагреваться, воздух внутри нее тоже нагрелся, расширился, ему стало тесно в бутылке и он вырвался наружу в виде пузырька.

(«Воздух в бутылочке замерз в холодильнике, а в теплой воде он согрелся. Не захотел воздух в бутылочке сидеть и решил пойти гулять. Превратился он в пузырек и убежал из бутылочки».)(«Посмотри, шарик совсем замерз, съежился от холода. В тепле шарику хорошо, и он снова начинает надуваться, становиться больше».)*Пояснения в скобках даны для детей 1-2 лет

Опыт № 3. Давление

Материалы и оборудование

  • прозрачный стакан объемом 200-300 мл;
  • вода;
  • вырезанный из плотной бумаги круг диаметром на 1 – 2 см превышающим диаметр стакана;
  • миска или тазик.

Проведение опыта

  1. Налейте в стакан воду. Попросите ребенка перевернуть стакан над миской. Вода из стакана, естественно, выльется.
  2. Повторите опыт, но воду налейте до самого верха, затем аккуратно, не допуская попадания пузырьков воздуха, накройте стакан кружочком плотной бумаги и аккуратно прижмите его к краям.
  3. Быстро, но без рывков переверните стакан над миской. Если все сделано правильно, вода не выльется.

попросите стянуть лист бумаги со стакана«атмосферное давление»(«Вокруг нас много воздуха, который мы не видим. Воздухом мы дышим. Он, оказывается, очень сильный. Увидел воздух наш опыт и решил похулиганить и с водичкой побороться. Не захотел он водичку из стаканчика выпускать. Придавил своими невидимыми руками к краю и крепко держит бумагу. Ну и баловник! Но мы-то сильнее! Мы сейчас бумажечку дернем, и водичка выльется».)«атмосферное давление»

Проект «Мастерим акваскоп!»

Позвольте
малышу понаблюдать и
изучить подводный мир. Этот проект может
стать примером интересных
опытов с водой для детей в детском саду!

Почти
всем детям нравится вода и пляжи. Этот
прибор позволит им подумать о необычных
морских обитателях и представить, какие
организмы взаимодействуют с подводной
окружающей средой. Ребёнок получит
возможность принести частичку пляжа к
себе домой и отточить навыки наблюдателя,
а также провести эксперименты
с водой в домашних условиях.

Что нам понадобится:

  • аквариум или большая ёмкость для мытья посуды;
  • банка для хранения кофе (чистая и сухая);
  • клейкая лента;
  • целлофан;
  • эластичная резинка;
  • песок;
  • вода;
  • плоскогубцы;
  • природные объекты (ракушки, ветки, кора дерева, маленькая галька).

Ход эксперимента:

  1. Помогите ребёнку удалить дно и верхнюю часть банки для кофе. Острые края обработайте плоскогубцами и заклейте скотчем, чтобы сделать их более ровными. Это прибор, который позволит смотреть под водой (наподобие акваскопа).
  2. Затем плотно натяните целлофан на одной стороне банки. Закрепите резинкой.
  3. Заполните стеклянную ёмкость песком (приблизительно на 5 см). Добавьте ракушки, ветки или гальку.
  4. Затем в эту ёмкость, заполненную песком, налейте воды. Глубина должна быть приблизительно 12-15 см. Пусть песок осядет на дне.
  5. Попросите ребёнка описать, что он видит, прежде чем начнёт наблюдение через прибор. Пусть опишет форму, цвета и всё, что сможет заметить.
  6. Пусть подумает о взаимодействии организмов в океане.
  7. Поместите дно кофейной банки, закрытое целлофаном, на 5 см в воду. Теперь ребёнок должен посмотреть снова. Он сможет увидеть отличия. Пусть объяснит, какой вид приобретают подводные объекты во время наблюдения через прибор. Возможно, прежде чем проводить этот опыт с водой для детей, вам стоит провести небольшое исследование, связанное с подводной жизнью. Покажите ребёнку несколько интересных водорослей и подводных обитателей, населяющих океан.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector