Логопедический массаж методическая разработка по логопедии ( группа) на тему

Содержание:

Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..

Логоневроз — является видом речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания.

Речь ребенка при таком расстройстве замедлена, и зачастую характеризуется частыми длительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов.

Помимо речевых расстройств логоневроз также проявляется в сопровождающих движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мимических мышц при попытке произнести слово или слог.

  • Этиологический фактор.
  • Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.
  • Более распространенными причинами логоневроза считаются:
  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты.
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
  • Наследственная предрасположенность. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для каждого возраста выделяют отдельные причины. Так у маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата. А вот у подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.
  • Нарушение речи проявляется как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Когда обстановка в доме напряженная, то соответственно имеют место постоянные конфликты, тогда ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.

Последствия заикания

В тех случаях, когда логоневроз не исчезает и усиливается, то существует вероятность того, что он может привести к тяжелой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь.

Особенно тяжело дети переживают данный недуг в подростковом возрасте, когда подросток, чтобы избежать насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет избегать общения и случаев, когда требуется изложить информацию устно.

В случае тяжелой стадии логоневроза ребенок будет бояться произносить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать формироваться состояние неполноценности.

Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в других ситуациях, вызывающих психологическое давление.

И в итоге стресс, который испытывает человек, страдающий логоневрозом, приведет к еще большему ухудшению состояния речи, и как следствие к изменениям личности – появляется молчаливость, замкнутость, депрессия.

Причины заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.

Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.

Вот эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети довольно часто, воспринимая на слух различные звуки и слова, но не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу.

Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут попросту перенять эту манеру разговора.

III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях

Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.

Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.

Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.

Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.

Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:

  • дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
  • дошколята – до 17-20 мин.;
  • от 7 лет – до 26-30 мин.

Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.

Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.

Теперь разберем конкретные приемы логомассажа для детей.

Показания и противопоказания

Зондовый логопедический массаж применяется при:

  • дизартрии – нарушенном произношении из-за поражения нервной системы;
  • ринолалии – нарушении артикуляции и голоса из-за дефектов речевого аппарата;
  • проблемах с голосом;
  • заикании;
  • алалии моторного типа;
  • дислалии – дефектном звукопроизношении при нормальном слухе и артикуляционном аппарате.

Массажные упражнения противопоказаны при:

  • рвотном синдроме;
  • воспалительной реакции в носоглоточной области;
  • механических повреждениях языка;
  • патологиях крови любого происхождения;
  • инфекционном поражении организма;
  • склонности к аллергии, сопровождающейся отёком слизистых покровов;
  • болезнях, симптомом которых являются судороги;
  • травмированной или пораженной грибком полости рта у пациента;
  • открытых ранах на руках массажиста.

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Эффективность воздействия доказана многими специалистами.

Комплекс упражнений помогает справиться со многими речевыми нарушениями — дислалия, алалия, афазия, заикание. Необходим логопедический массаж при дизартрии и дефектах голоса, обусловленных недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Показания для логомассажа:

  • дисграфия;
  • повышенное слюноотделение;
  • ДЦП;
  • невнятное произношение звуков.

Логопедический массаж полезен в том случае, если причина речевого недоразвития не ясна.

При заикании проводить логопедический массаж нужно с осторожностью. При данном нарушении доверить проведение специального комплекса упражнений нужно специалисту

Заниматься самолечением не стоит.

Кому противопоказано

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:

  • повышенная температура тела;
  • простудные вирусные заболевания;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания;
  • обострение лабиального герпеса;
  • стоматит.

С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача

Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка

Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка

Как проходит массаж языка при дизартрии.

Массаж при дизартрии состоит из множества этапов. Рассмотрим главные из них.

Перед началом сеанса специалист должен создать условия, в которых ребенок сможет чувствовать себя комфортно. После расслабления оральной мускулатуры, которое в свою очередь достигается при помощи легких поглаживаний лица, начинается основная часть логопедического массажа:

  • поглаживание губ, а также носогубных складок;
  • не сильные пощипывания по краю нижней челюсти;
  • поглаживания от мочек уха по щекам к носовым пазухам;
  • массаж губ;
  • поглаживание надбровных тканей от бровей к волосам;
  • массаж при помощи легких надавливающих движений от корней волос вниз.

Каждое движение может повторятся от 5-8 раз. С каждым повтором поглаживания становятся немного сильнее, но ни в коем случае не болезненными.

Массаж для развития речи

Справиться как с легкими дефектами речи у детей, так и с более серьезными нарушениями речевого развития помогут комплексные занятия у логопеда-массажиста. Работа с ним поможет ребенку в игровой форме преодолеть трудности произношения, а логомассаж ускорит динамику позитивных изменений.

Логопедический массаж способствует расслаблению мышц артикуляционного аппарата, а также улучшает кровообращение в проблемных зонах, что значительно упрощает для ребенка процесс произнесения сложных звуков.

Также логомассаж помогает справиться с:

  • расстройствами голоса, а также с частичной его потерей;
  • аномалиями в речи ребенка;
  • гипертонусом лицевых мышц;
  • неконтролируемым слюнотечением, вызванным слишком слабым тонусом мышц речевого аппарата;
  • нормализацией речевого дыхания;
  • заиканием, дизартрией, ринолалией;
  • неправильным прикусом;
  • речевыми дефектами при детском церебральном параличе.

Логопедический массаж, как и любая другая медицинская процедура, назначается специалистом. Профессиональный логопед должен осмотреть малыша, произвести пальпацию ротовой полости, чтобы установить области, вызывающие затруднения, и только на основании этих данных назначить вид и форму логомассажа, а также дать рекомендации по регулярности и интенсивности занятий.

Проводить логопедический массаж можно и дома, и многие специалисты замечают, что при таких занятиях, когда в роли массажиста выступает мама малыша, положительный эффект от процедуры достигается значительно быстрее, так как ребенок находится в комфортной обстановке и более расслаблен. В условиях логопедического кабинета малышу нужно время, чтобы ощутить доверие к массажисту и расслабиться, даже если он сидит на руках у матери.

Однако также логопеды обращают внимание родителей на то, что самовольно начинать делать ребенку массаж не стоит: нужно прежде проконсультироваться со специалистом и получить назначение. Также будет полезно, если первый сеанс логомассажа сделает врач, чтобы родители могли лучше понимать, как он происходит

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

https://youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Данный вид манипуляций не имеет противопоказаний. Пальчиковый логопедический массаж можно делать детям до года. Суть метода заключается в воздействии на нервные окончания путем массирования фаланг пальцев. В результате несложных манипуляций происходит воздействие на речевые зоны коры головного мозга.

Начинать воздействие нужно с мизинца, от ногтя до основания. Нужно проработать каждый сустав. Упражнение нужно повторить на обеих руках.

Затем нужно слегка нажать на подушечки пальцев. Начинать манипуляцию необходимо с легким нажатий и постепенно увеличивать их силу.

После этого нужно приступить к воздействию на поверхность ладони, совершая круговые движения указательным пальцем. Чтобы ребенку было интересно, можно разнообразить упражнение потешками или считалками (например, «Сорока-белобока»). Затем нужно совершать круговые движения от края к центру ладони.

Для пальчикового массажа можно использовать мячик с шипами или специальный тренажер из дерева.

Особенности проведения расслабляющего массажа

Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.

Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.

Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Речевые симптомы:

1) Нарушение голосообразования.

2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.

Неречевые симптомы.

Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:

1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.

Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.

Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления

4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.

Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Что такое заикание

Логоневроз, или заикание — это речевой дефект, связанный с нарушением плавности и ритма артикуляции, неоднократным повторением слогов, звуков в момент говорения. Если не лечить болезнь у ребенка может развиться комплекс и логофобия, то есть страх перед вербальным общением.

По мнению, логопедов, кинезиологов, неврологов и психиатров, причиной заикания выступают патологии ЦНС, особенности формирования речевого навыка, наследственность и стрессы.

У детей, больных логоневрозом, отмечаются следующие симптомы патологии:

  • Повышенная раздражительность, возбудимость
  • Застенчивость в речи
  • Судороги мышц артикуляционного аппарата
  • Сбои в ритме дыхания
  • Низкая высота и сила голоса
  • Медленное накопление активного словарного запаса
  • ЗРР, ОНР
  • Тики
  • Лабильный эмоциональный фон

По статистике, заикающиеся дети чаще болеют простудными заболеваниями, отстают от сверстников в психическом, физическом развитии. Лечить речевые нарушения подобного типа нужно как можно раньше. Терапия не концентрируется в одном направлении: по показаниям требуется помощь невролога, психолога, педиатра, психиатра. Используются медикаментозные и консервативные методы лечения. К одним из самых эффективных процедур относится точечный массаж. Коррекция артикуляционных навыков продолжается длительное время (от 6 месяцев до 2-3 лет), но помогает справиться даже с запущенными случаями заикания.

Понятие

При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.

Требования к проведению речевого массажа

Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.

Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.

При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.

Какой специалист назначает

К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:

  • задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
  • неправильное произношение звуков (дислалия);
  • замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
  • задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.

Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:

  • грибковые или гнойные поражения кожи;
  • гематомы в ротовой полости, на губах;
  • инфекционные раны на кожных покровах;
  • эпилепсия;
  • онкология любой стадии;
  • туберкулез;
  • сосудные болезни;
  • проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
  • аллергические проявления.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.

 Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. 

Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:

  • частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
  • различные дефекты лечи;
  • чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
  • чрезмерное рефлективное слюнотечение;
  • сбой произносительной системы речи в целом;
  • ДЦП;
  • нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
  • все виды логопатии.

Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.

Особенности массажа при алалии и ринолалии

К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.

Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.

При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.

Кратко о массажной технике при дизартрии

При устранении дизартрии, вызванной поражением нервной системы, требуется массажные процедуры на язычной мускулатуре и корректировка звукопроизношения с использованием артикуляционной и дыхательной гимнастики. ЛМ поспособствует нормализации тонуса мышц и произношения слов, поможет устранить голосовые нарушения. Рекомендуется использовать дифференцированный логопедический массаж.

При дизартрии массажные сеансы активизируют и укрепляют губные мышцы техникой точечного воздействия. Перед массированием языка проводится пассивная гимнастика, расслабляющая и растягивающая мышечные прикорневые ткани языка. Длительность процедуры зависит от степени заболевания и возраста пациента.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса — в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса — укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции — ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения — гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса — сократительной способности мышц гортани, глотки.

Когда необходим ребенку логопедический массаж?

Показания к массажу

  • Если нарушено звукопроизношение.
  • Когда у ребенка инфантильный тип глотания, который бывает в возрасте до 6-7 месяцев. Язык во время глотания располагается между деснами. Если в питании ребенка только пюреобразная еда, артикуляционный аппарат не развивается и глотание остается, как у младенцев.
  • Речевое развитие отстает от возрастной нормы. Ребенок до трех лет не разговаривает даже простыми предложениями, общается жестами и звукоподражаниями.
  • Заикание в любом возрасте ребенка.
  • Нарушено произношения звуков, тембр голоса изменен из-за врожденных дефектов речевого аппарата.
  • Травмы головного мозга, которые привели к нарушению способности говорить.

Противопоказания к массажу

Не всегда ребенку можно делать массаж, существует ряд ограничений.

  • Ребенок заболел гриппом или другим инфекционным заболеванием.
  • Воспаление глаз, рта, носа. Появился герпес на лице. Различные высыпания на лице и шеи, грибок ногтей, любое повреждение кожи.
  • Больные зубы.
  • Заболевания крови, онкопатология.

Детям с эпилепсией массаж делается с особой осторожностью! В любом случае, необходимо проконсультироваться с неврологом.

Недостатки логопедического массажа

Главный минус логопедического массажа кроется в том, что он способен вызывать неприятные ощущения. Необходимо постепенно готовить ребёнка к сеансу, долгое время налаживать с ним контакт. Если делать всё резко – есть риск нанести ребёнку психологическую травму.

Неправильно подобранный комплекс массажных приёмов тоже может оказать негативное влияние на здоровье ребёнка. Логопед должен определить, в каком состоянии находятся мышцы – вялом или напряжённом. Если он сделает ошибочные выводы, то рискует повысить напряжение в уже напряжённых участках тела. В таком случае мышцы станут “каменными” и неподвижными.

Проводите логопедический массаж только у опытных специалистов – тогда он принесёт неоценимую пользу, как для речи ребёнка, так и для его организма в целом.

Виды массажа

Для повышения эластичности мышц речевого аппарата существуют различные виды логопедического массажа лица и ротовой полости. Для достижения лучшего эффекта часто они применяются не по отдельности, а комплексно.

Основными видами являются:

  • классический;
  • точечный;
  • аппаратный и вакуумный;
  • зондовый по методике Е. Н. Новиковой;
  • ложковый;
  • самомассаж.

Логопедический массаж

Классический логопедический массаж лица направлен на стимулирование мышц и оптимизацию мышечного тонуса. Он включает в себя такие приемы, как поглаживания, растирания, разминания и вибрацию.

Точечный логопедический массаж нацелен на работу с конкретными «проблемными» зонами речевого аппарата. Как правило, акцент делается на точки, являющиеся скоплениями нервных окончаний или сосудов.

Самомассаж

При самомассаже малыш следует инструкциям взрослого, выполняя упражнения самостоятельно. К примеру, он может разминать пальчиками щеки и губы, проталкивать язык через приоткрытый рот, массируя его зубами.

Массаж зубной щеткой

Для массажа языка зубной щеткой нужно приобрести новое средство гигиены, обязательно с мягкими щетинками. Использовать ту же щетку, которой малыш чистит зубы, нельзя. Мягкая щетина является хорошим массажером, стимулируя сокращения мышц языка.

Массаж с помощью ложек

Ложковый логомассаж выполняется про помощи обычных ложек без рельефа, можно использовать и пластиковые детские ложечки. Манипуляции производятся выпуклой стороной.

Расслабление речевых мышц

Также для расслабления речевых мышц проводится мягкий массаж шейного отдела, шеи и подбородка. С него обычно и начинается сеанс. Затем плавными движениями разминают лоб, глаза, область носа, губы, подбородок.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логомассаж совмещают с гимнастикой для артикуляционного аппарата, которую выполняют перед зеркалом. Ребенок воспроизводит гласные буквы, складывает губы трубочкой, высовывает язык и вращает им, растягивает пальцами уголки рта.

Также хорошо совмещать логомассаж с дыхательной гимнастикой – специальными играми «Загони мяч в ворота» или «Сдуй снежинку», а также выдуванием мыльных пузырей. Полезно купить малышу и набор игрушечных духовых инструментов для формирования правильного дыхания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector