Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры
Содержание:
- Игровые упражнения для отработки речевого дыхания
- Специальная дыхательная гимнастика
- Картотека речедвигательных упражнений для дошкольников
- Ход игры: Предложите малышам подвижную игру.
- Рекомендация родителям по развитию речи дошкольников
- Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ
- Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду
- Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
- Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы.
- Развитие речевого дыхания у детей
- Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
- От чего возникает слабое дыхание у дошколят?
Игровые упражнения для отработки речевого дыхания
На этом, самом главном, этапе дошколята овладевают умением распределять длину выдоха в процессе речи и добирать воздух. Здесь используются достаточно трудные упражнения, поэтому специалисты советуют начать занятия с отработки произнесения и наращивания простейших слогов на выдохе. Например, сделав глубокий вдох, на выдохе произнести простые слоги с постепенным прибавлением, например, да, дада, дадада, дададада.
Как вариант, после усвоения упражнения, задание усложняется при перемещении ударения: сначала усилить первый слог, затем переместить ударение на второй, третий и т. д.
Выполняя упражнение «Счет прямой и обратный», дети делают длинный вдох, считают на выдохе
Сначала счет идет в прямом направлении, а при усложнении задания ‒ в обратном (1, 2, 3, 4 или 4,3,2,1).
Аналогично можно заменить числа перечислением дней недели, месяцев, времен года.
Главное, на что обращается внимание, добор воздуха выполняется незаметно.
Когда будут получены первые навыки, специалисты рекомендуют для детей старшего дошкольного возраста использовать детские считалки, небольшие четверостишия, скороговорки, наращивание слов во фразе. Необходимая порция воздуха должна добираться после каждой строки
Можно для контроля предложить дошкольнику положить ладонь на грудную клетку, которая будет подниматься при каждом вдохе.
Вот, например, как будут выглядеть в работе считалка, стихотворение и наращивание предложений, которые могут использоваться для отработки добора воздуха и произнесения фразы до конца:
Раз, два, три, четыре, пять (вдох).
Солнышку пора вставать (вдох).
Шесть, семь, восемь, девять, десять (вдох).
Солнца нет, на небе месяц (вдох).
Разбегайтесь веселей, (вдох)
Будем прятаться скорей.
Дождик, дождик (вдох),
Кап-кап-кап (вдох).
Кап-кап-кап (вдох).
Не мочи дорожки (вдох),
Все равно пойдем гулять (вдох),
Наденем сапожки!
Идет дождь. —> Идет сильный дождь. —> Долго идет сильный дождь.
Дыхательная гимнастика, игры, упражнения помогут детям овладеть навыками речевого дыхания. Главное, чтобы родители уделяли достаточно времени и внимания своим малышам, у которых начинает формироваться связная речь. Действенный подход к воспитанию позволит избежать серьезных нарушений в речи.
Резюмируя основные рекомендации специалистов, необходимо еще раз подчеркнуть, какие навыки должен приобрести дошкольник:
- производить активный вдох носом;
- осуществлять плавный выдох, без резких толчков;
- научиться складывать губы «трубочкой» для пропевания гласных;
- выдыхать через рот.
- научиться делить фразу при произнесении примерно на три слова, чтобы осуществить выдох до конца.
После того как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения на развитие речевого дыхания :
Специальная дыхательная гимнастика
После того, как дошкольник овладеет навыком правильного вдоха и, главное, выдоха, идет переход к следующему этапу ‒ дыхательной гимнастике. Здесь можно ничего не изобретать, так как специалисты уже постарались это сделать. Эффективнее воспользоваться комплексными упражнениями, разработанных специалистами. Упражнения предназначены для отработки объема вдоха, выполняя одновременно движениями тела
Следует заострить внимание детей на том, что во всех упражнениях воздух набирается (вдох) энергично, а выдох пассивно, незаметно
«Кулачки»
Упражнение выполняется на коротком шумном вдохе через нос, на чем фиксируется внимание ребенка. Одновременно сильно сжимаются кулаки, на выдохе идет расслабление.
«Поясок»
Аналогично предыдущему упражнению осуществляется энергичный шумный вдох, одновременно малыш толкает кулачки вниз, имитируя бросок.
«Кошка». Подражая движениям животного, детки, шумно дыша носом, делают повороты с энергичным движением рук, как бы отбрасывая что-то в сторону.
«Маятник» или «Повороты» ‒ упражнения направлены на действия рук и головы. Обхватив себя руками за плечи, и не забывая сделать активный шумный вдох, малыш поворачивается вправо, влево, успевая между поворотами сделать пассивный выдох.
«Перекаты» или «Танцы», при выполнении упражнений движения переносятся на ноги. Приседая поочередно то на левую, то на правую ноги, ребенок продолжает правильно дышать: активный вдох ‒ пассивный выдох.
Картотека речедвигательных упражнений для дошкольников
Игра является основным видом деятельности дошкольников, несмотря на то, какой у них возраст: младший, средний или старший. Поэтому упражнения должны проводиться в игровой форме, быть увлекательными, эмоционально окрашенными, вызывать интерес.
Два основных упражнения для речи для ребенка:
- Упражнение «Жирафики». Дети тянутся носом к потолку, вытягивая шею. Находятся некоторое время в таком положении, после возвращаются в исходное положение.
- Упражнение «Камушки». Дошкольники имитируют, как они двумя руками собирают мелкую гальку в обе ручки по отдельности. Какое-то время держат кулаки сжатыми, затем расслабляют кисти, как будто рассыпая камушки.
Ход игры: Предложите малышам подвижную игру.
– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»
Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе.Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра.Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. вертушка — игра для развития речевого дыхания у дошкольников
Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе,можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Птицы разговаривают
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.
Рекомендация родителям по развитию речи дошкольников
Важно понимать, что грамотные и эффективные рекомендации может дать только квалифицированный дошкольный специалист. В результате проведённого обследования он определит, нарушено ли у ребёнка речевое дыхание, и покажет упражнения для детей
А также выберет направление развития. Специалист может порекомендовать записать ребёнка в кружок для разностороннего общения или направит в подготовительный логопедический детский сад.
Есть специализированный детский сад
Дыхательная гимнастика
Упражнения для речи ребенка существуют в большом количестве. Главное, выработать у малыша привычку и сделать тренировки увлекательными для него.
Упражнения для развития речи детей:
- Набрать побольше воздуха через нос, надув живот, и задержать дыхание. Выпустить воздух через рот. Каждый день постепенно увеличивать время задержки дыхания.
- Набрав побольше воздуха, выпускать его с паузами, небольшими порциями.
- Сделать нормальный спокойный выдох и постараться подольше не делать вдох.
- На выдохе произносить низко «у-у-у».
- На выдохе произносить высоко «пи-пи-пи».
Принципы развития речи у дошкольников
Существует группа основополагающих принципов:
- всестороннее развитие (речевое, интеллектуальное, развитие моторики);
- принцип реального общения;
- принцип развития языковой интуиции;
- принцип многогранности развития речи;
- познавательный принцип.
Формирование эмоционально насыщенной речи, богатой интонациями
Чтобы создать вид эмоционально насыщенной речи с богатыми интонациями у ребенка, в первую очередь с ним нужно много общаться. Отвечать развёрнуто на его вопросы, не игнорируя вопросы, а также приучать самого ребенка отвечать развёрнуто.
Обратите внимание! Важна качественная детская литература. Обязательно нужно читать ребёнку вслух
Важно «проживать диалоги», а не читать с одной интонацией, т.е. нужна выразительность
Если же, несмотря на юный возраст, малыш уже сам умеет читать, то отличной тренировкой будет чтение с ним по ролям. Театральная деятельность это отличное занятие в достижении этой цели. Стоит разучивать с малышом дома небольшое сценки, провести художественный концерт, в котором будут участвовать и дошкольник, и все члены семьи, показывать выступление.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения, целью которых является развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата (речевого).
Необходимо развивать мышцы полости рта
Выполнить задачи звуковой культуры речи дошкольников помогут следующие упражнения:
- «Бабушкино варенье». Облизать губы по часовой стрелке и против часовой.
- «Скачет лошадка». Приложить кончик языка к небу и поцокать.
- «Пароход у пристани». Вытянуть губы трубочкой и произносить «ту-ту-ту».
- «Вверх, вниз». Поочередно, высовывая язык, пытаться дотянуться до кончика носа и подбородка.
- «Детский мячик». Поочерёдно сдувать щеки и надувать.
При наличии проблем у малыша взрослый должен понять, что они не решатся сами собой, необходимо обратиться к специалисту и выполнять специальные упражнения. Для ребенка важен каждый год, особенно перед началом школьной жизни.
Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ
Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.
Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания
Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:
- «Волшебный домик». Большая коробка обклеивается яркой бумагой, формируется крыша дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно изучаемой теме). Чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
- «Лесная полянка». Коробка из-под конфет или печенья обклеивается красивой самоклеящейся плёнкой. Внутри прикрепляются крупные изображения цветов. Бумажные бабочки подвешиваются на нитки. Ребёнок должен подуть на бабочку — тогда она сядет на цветочек.
- «Грибочки спрятались». На картинке грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
- «Зайчики играют в прятки». Задание аналогично предыдущему, только найти нужно зайчиков, которые прячутся под травкой.
- «Солнышко и тучки». Воспитатель предлагает ребёнку превратиться в мощный ветер, который прогонит тучки, и тогда засияет солнышко.
- «Гусеницы и яблоки». Прожорливых гусениц нужно прогнать с яблочка, чтобы они его не съели (подобная идея — пчёлы и банка с вареньем).
- Мини-футбол. Коробка из-под конфет обклеивается бумагой, внутри устанавливаются ворота из пластиковых контейнеров. Играют 2 дошкольника. Задача — с помощью лёгкого пластмассового мячика забить гол сопернику.
- «Волшебные бутылочки». В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки, листики. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение листочков.
- «Сдуй шапку с одуванчика». К центру цветочка крепятся лепестки на ниточках. Если на них подуть, то они разлетаются в стороны.
- «Узнай тайну ракушки». Верхняя часть бумажной ракушки открывается, если подуть на неё (деталь прикреплена ниткой к краю основы). Внутри можно увидеть жемчужину.
- «Обжорки». Разноцветные шарики-помпончики нужно задувать в ворота, представленные в виде ротика забавного существа. Участвовать в игре могут одновременно до трёх детей.
Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики
При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:
- Свеча. Её нужно задуть.
- Роза. Дети глубоко вдыхают её аромат.
- Одуванчик. Нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.
- Спущенная шина на велосипеде или автомобиле. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом, а потом постепенно ослабляют звук «с», воспроизводя звук проколотой резины, когда из неё выходит воздух.
- Воздушный шарик. Малыши его надувают с помощью нескольких выдохов.
- Ветер. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом. Потом на одном выдохе попеременно то усиливают, то ослабляют звук «ввввв», имитируя свист ветра.
- Пила. Сидя на стульях, ребята разбиваются на пары и берутся за ручки либо правыми, либо левыми руками. Выполняются движения, воспроизводящие процесс пиления дров — одно движение на входе, другое — на выдохе. При этом вдох делается носом, а выдох ртом.
- Подводный мир. Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались под воду. Так просидеть нужно 20–30 секунд, затем вставь и сделать глубокий вдох.
- Насос. Нужно показать, каким образом сдувается колесо — на продолжительном выдохе произносится «сссс». Его предстоит накачать насосом (двумя руками малыши изображают соответствующие движения и говорят отрывисто «с-с-с»).
- Цветок распускается. Дети стоят, ножки их вместе, а ручки на затылке со сведёнными локтями (изображают нераскрывшийся бутончик). Следует медленно подняться на носки, вытянуть ручки вверх и в стороны на вдохе (цветочек распускается). Затем дети медленно возвращаются в исходное положение.
Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить
Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.
С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников
Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду
При проведении занятий дыхательной гимнастикой в ДОУ следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень сложности упражнений. Выполнение комплекса из 5–7 заданий занимает 8–12 минут. Этапы проведения гимнастики:
- Вводная часть: упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 2–3 минуты.
- Основная часть: задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 4–5 минут.
- Заключительная часть: упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.
В ходе гимнастики можно использовать разнообразные атрибуты с целью повышения мотивации дошкольников
Видео: занятие по дыхательной гимнастике «Путешествие в лес» в младшей группе
Watch this video on YouTube
Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного умственного развития
Задача воспитателя — облечь дыхательную гимнастику в занимательную игровую форму. На помощь придут забавные стихотворения и интересные пособия. Выполнение несложных упражнений постепенно войдёт у дошкольников в привычку и сделает времяпрепровождение в детском саду ещё увлекательнее.
Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.
Игры на дыхание
Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.
Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму
Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.
Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку
Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.
Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.
Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.
Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.
Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением
Дыхательная гимнастика в стихах
Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.
Упражнения из комплекса Стрельниковой
Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.
Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких
Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием
Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.
Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:
- «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
- «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
- «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.
В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы.
Инструкция: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте».
Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
«Волк и семеро козлят»
Цель: Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.
Оборудование: Маски животных.
Ход игры: Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка
Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким
«Клоун»
Цель: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.
Ход игры: Предложите детям поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.
«Назови, из какого королевства».
Цель. Учить детей определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Оборудование: Картонные силуэты «королей» разного цвета с различными эмоциями.
Ход игры: Педагог произносит фразу с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др., а дети по голосу педагога определяют эмоциональную окраску и подбирают соответствующую фигурку короля.
«Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ход игры: Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
«Медведь и елка»
Цель: Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.
Оборудование: Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).
Ход игры.Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встречемежду ними происходит диалог:
Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Волк. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты ее?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
Развитие речевого дыхания у детей
Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.
По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.
Коррекционная работа состоит из следующих этапов:
- Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
- Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
- Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
- Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.
Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:
- Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
- Нормализовать звукопроизношение.
- Научить контролировать процесс речи.
- Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
- Увеличить количество произносимых на выдохе слов.
Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться
При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием
Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой
Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).
От чего возникает слабое дыхание у дошколят?
Специалисты отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы, когда идет формирование речевого дыхания:
- Малыши не могут до конца договорить предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребенок заканчивает фразу шепотом.
- У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху, что отражается в разговоре: ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи, расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
- Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.