Физиологическая убыль массы тела новорожденного — норма и патология
Содержание:
- КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК
- МЕТОДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО
- Потеря веса новорожденного ребенка после рождения
- Признаки обезвоживания и осложнений
- Также в разделе
- Оценка по шкале Апгар
- 08 Дек Развитие новорождённого на первом году жизни.
- Гедоническое влияние на аппетит
- Ось гипоталамус-гипофиз-щитовидная железа
- Профилактика отклонений
- Гомеостатическое регулирование
- Развитие детей по месяцам
КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК
1. Вес при выписке в сельскую местность должен быть .не менее 2500 г, в город — 2300 г и в дом младенца — 3000 г.
2. Не должно быть острых заболеваний, при наличии энцефалопатии она должна быть в стадии значительного улучшения.
3. Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь нормальную температуру.
4. Основные клинические анализы должны быть без патологических отклонений.
5. Благоприятные социально-бытовые условия (желанный ребенок, хорошая семья, заботливая мать, нет вредных привычек, дома тепло, нет больных и т д.).
6. Благоприятная обстановка в планетуберкулеза.
• 7, При выписке в сельскую местность: в роддом приглашается фельдшер с ФАПа. в роддоме заводится история развития ребенка, форма № 112 и делается первая запись.
Особенности наблюдения за недоношенными детьми:
— при объективном исследовании обратить особое внимание на признаки морфо-неврологической зрелости, определить ее соответствие гестационному возрасту; выявить клинические признаки незрелости органов и систем, особенности течения пограничных состояний:
— максимальная убыль массы тела у детей с массой 1000—1500 г составляет до 10%; 1500—2000 г составляет до 8—9%; 2000—2500 г составляет до 6—8 %. Максимум снижения массы приходится на 4—7 день жизни, отсутствие, динамики массы тела до 10—14 дня, далее постепенное восстановление первоначальных показателей к 3 неделе жизни;
— физиологическая эритема кожных покровов яркая, сохраняется до 2-х недель, редко сменяется шелушением;
— крайне редко отмечаются токсическая эритема и гормональный криз;
— желтуха достигает максимума к 5—8 дню, исчезновение ее
может затягиваться до 3-х недель;
— физиологическая диспепсия специфических особенностей не имеет, однако следует помнить о возможности очень быстрого перехода ее под влиянием неблагоприятных факторов в патологическое состояние;
— транзиторная лихорадка почти не встречается у недоношенных детей, а нарушение терморегуляции в неонатальном периоде направлено в сторону гипотермии.
— При оценке физического развития антропометрические данные ребенка сопоставляются только со стандартными показателями у недоношенных детей (масса тела, длина, окружность головы, окружность грудной клетки). В динамике наблюдения физическое развитие оценивать по темповым массо – ростовым прибавкам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении. Учитывая, что до 3—4 мес. недоношенные дети наблюдаются на дому, необходимо обеспечить их медицинскими весами.
— При оценке психомоторного развития следует помнить, что дети с I степенью недоношенности не отстают от своих доношенных сверстников, дети с II степенью могут отставать на 1—:1,5 мес; а с III—IV степенью недоношенности — на 2—3 мес.
— Обратить внимание на склонность недоношенных детей к развитию фоновых заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия). Обеспечить раннюю их диагностику, активную профилактику и лечение
— Спланировать сроки диспансерного наблюдения педиатром и специалистами, обратив особое внимание на критические периоды развития недоношенного ребенка. — Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов)
Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0. 1012/л, после 2-х недель — Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л
— Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов). Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0 . 1012/л, после 2-х недель — Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л.
— Спланировать индивидуальный прививочный календарь. Детям, родившимся с массой до 1500 г, профилактические прививки назначаются после 1 года с учетом состояния здоровья.
— Санпросветработа с родителями об особенностях развития недоношенных детей, подверженности их заболеваниям.
— Рекомендовать индивидуальное психо-физическое воспитание ребенка в сенье, закаливающие процедуры.
— Информировать родителей о возможных причинах недоношенности и о своевременном их устранении при повторной беременности.
МЕТОДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО
Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводится через зонд с целью избежания риска аспирации. Кормление через зонд может быть прерывистым, когда зонд используют для введения порции молока, после чего его сразу удаляют (обычно каждые 3 часа). Зонд вводят на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного отростка, что составляет около 10-12 см. На свободном конце зонда имеется отверстие для ввода шприца, по которому отмеренное количество молока медленно под действием силы тяжести подается ребенку.
Орогастральное введение зонда лучше, чем назогастральное, т.к. последнее создает дополнительное сопротивление на пути прохождения воздуха, что может способствовать возникновению апноэ.
Маловесным недоношенным детям (менее 1500 г) так же, так и более крупным, но вялым, с тенденцией к застою в желудке, необходимо ввести постоянный зонд. Такой зонд может находиться в желудке 3-7 дней. Введение молока осуществляется медленно: либо капельно, с помощью специальной капельницы, либо с заданной скоростью с помощью инфузионного насоса.
Важным условием при нарастающем объеме вскармливания, особенно у детей, находящихся на интенсивном лечении, шляется необходимость аспирации (с помощью шприца с поршнем) содержимого желудка перед каждым кормлением, если оно состоит, в основном, из воздуха и остатков слизи, то кормление следует продолжать по стандартной схеме. Если при этом получают более 10% объема предыдущего кормления, объем молока следует уменьшить и потом очень медленно yвеличивать его.
Срыгивание, рвота, вздутие живота служат показаниям отмене стандартной схемы вскармливания до выяснения причин, вызывавших эти симптомы.
Оптимальным для недоношенных детей является кормление грудным молоком матери (термически необработанным).
Для самых маловесных детей грудное молоко необходимо дополнительно обогащать белком, кальцием, фосфором железом.
Потеря веса новорожденного ребенка после рождения
Все это нормально.
Обычно потеря веса составляет 4-6 % от веса при рождении, а восстанавливается вес на первой же неделе жизни. Некоторые теряют больше или восстанавливают вес медленнее, но все это продолжает считаться нормальным. Где же границы этой нормы? Мне не известны никакие научные данные, которые помогли бы установить четкие границы. Почти все педиатры признают, что допустима потеря 10% или даже 12% веса. Некоторые дети, которые родились с очень большим весом (4 кг и больше), могут больше и потерять — около 14-15 %. Порой такой большой вес при рождении объясняется избытком жидкости и быстро выходит с мочой; такие дети теряют больше и потом дольше набирают вес. Если мать получала капельницы в процессе родов, младенец может родиться отекшим и за несколько часов сильно теряет вес, который был обусловлен переизбытком жидкости. Как же узнать, потерял ребенок жирок или просто воду? Очень просто: жир не теряется за один день, вес может снижаться только постепенно — день ото дня.
Что до момента, к которому младенцу необходимо восстановить первоначальный вес, об этом сведений еще меньше. Некоторые авторы говорят о двух неделях, другие о трех, большинство же просто молчит. Очевидно, речь идет об условных, округленных значениях. Я лично видел двух девочек, которые вернулись к весу при рождении только к двадцать второму дню жизни.
Чего делать нельзя — это ждать сложа руки, что младенец начнет толстеть сам по себе. Несомненно, многие дети вначале теряют 8-10 % веса, а потом восстанавливают его сами за несколько дней, что бы ни делала мать. Но есть и такие, что теряют и теряют вес и продолжают его терять, пока дело не дойдет до серьезных проблем. Наступает момент, когда ребенок попадает в порочный круг: он так слаб, что не плачет, а только спит, и выглядит спокойным; если же его прикладывают к груди, хотя он и не плачет, он почти не сосет, потому что у него нет на это сил. Бывало, что младенцы попадали в реанимацию, потеряв около 30 % веса. Бывало и такое, что младенцы умирали. Я все это пищу не для того, чтобы напугать беременных: это редкие проблемы, а главное — их можно предотвратить. Ни один младенец не теряет 30 % веса вот так: хлоп — и нет, за один день. Процесс идет постепенно: ребенок теряет 10 %, потом 15 %, потом 20 % — на это нужно несколько дней. За эти дни опытный человек заметит, что младенец плохо сосет, что его поведение не укладывается в норму, что он слишком сонный. В случае отсутствия опыта у матери обычные весы сообщат нам заблаговременно, что пора принимать меры.
Начинать что-то делать надо прежде, чем ребенок потеряет даже 10 % веса. Нужно что-то делать, если за несколько дней он вес не восстановил. Убедитесь, что с прикладыванием все в порядке, что ребенок сосет достаточно часто (как минимум восемь-десять раз в сутки, а еще лучше — двенадцать и больше раз). Не вздумайте развлекать его, чтобы он «выдержал перерыв побольше», совсем наоборот! Не заставляйте его терять время, посасывая пустышку, — от пустышек не толстеют! Не ждите, что он заплачет от голода и тогда вы приложите его к груди. Необходимо следить за ранними признаками голода: младенец просыпается, шевелится, поводит головой в поисковых движениях, издает какие-то звуки, шевелит губами и языком, тянет ручки ко рту.
Если младенец потерял в весе процентов восемь, стоит заняться сжатием груди, а если и это не помогает (или если у вас хватает времени), то сцеживаться, чтобы потом докормить ребенка из чашки или пипетки.
Если младенец плохо сосет (по какой бы то ни было причине), сцеживание имеет несколько плюсов: во-первых, оно стимулирует производство молока, во-вторых, молоко просто видно (так что можно заставить молчать всех, кто приговаривает, что его, мол, нет), можно докормить это молоко ребенку альтернативным способом и этим добиться прибавки в весе. Если же вы сцедили молоко, пытаетесь накормить им ребенка, а он не пьет и молоко приходится вылить, потому что непонятно, что еще можно с ним делать, тогда вы, по крайней мере, можете быть уверены, что проблема не в недостатке молока и что ее не решить докормом. Если младенец не прибавляет в весе, но и молока больше не хочет, с ним, видимо, что-то не так. Пусть к нему хорошенько присмотрится педиатр.
Да, очень важный момент: сцеживаться непросто, и поначалу у многих ничего не выходит. Это не значит, что у вас нет молока, просто вы Пока не умеете его сцеживать. Но за несколько дней вы обязательно научитесь.
Признаки обезвоживания и осложнений
Ребёнку первого года жизни нужно в несколько раз больше воды, чем взрослому человеку. Дело в том, что водный обмен у малышей происходит более интенсивно. Дегидрация (обезвоживание) проявляется вследствие перегрева, болезни или других причин. Но во всех ситуациях такое состояние опасно для жизни новорожденного, ведь могут возникнуть патологии в обменных процессах, а иногда даже отказывают внутренние органы.
Признаки обезвоживания:
- нет слез при плаче;
- очень пересыхают губы и язык;
- крайне редкие мочеиспускания, 1 раз в 8 часов;
- состояние вялости;
- западает родничок.
При чрезмерном снижении уровня воды в маленьком организме, она начинает поступать в кровь для обеспечения функционирования внутренних органов, при усугублении аномалий страдает работа сердца. Далее по цепочке останавливается обменные функции, развивается дефицит кальция и в результате почечная недостаточность.
Существует три степени тяжести патологии: легкая, средняя и сложная. Первый вид самый щадящий, когда ребенок похудел после родов на 3% от первоначальных показателей. Как правило, дегидратация вызвана кишечной инфекцией. Проявляется частой просьбой попить, бывает рвота, расстройство. Язык и слизистая не задеты, эта степень легко корректируется.
Средняя фаза наступает на третьи сутки с момента появления первых симптомов. Если после рождения ребенок теряет в весе около в 10%, кожные покровы стают не эластичными, пересыхают слизистые, нащупывается медленный пульс. У большинства новорождённых западает родничок, мочеиспускание наблюдается один раз на 8 часов, моча темнеет и имеет неприятный запах. Патология устраняется в стационаре. Тяжёлая степень напоминает среднюю, только все ее симптомы усугубляются.
Характерными признаками можно считать: западание грудничка и глаз, язык и рот пересыхают, становятся холодным ручки и ножки, сердцебиение стает частным, состояние ребенка сопровождается потерей сознания. Малыш теряет около 15% своего веса. Подобная дегидратация требует интенсивного лечения. Без вмешательства врача не обойтись.
Потеря веса более 20% от общего объема влечет изменение работы многих органов и систем, но малыша можно привести в чувство
Очень важно вовремя обратиться за помощью
Также в разделе
Альвеолиты. Этиология. Клиника. Диагностика. Лечение. Альвеолиты — группа заболеваний, характеризующихся диффузным поражением альвеолярной и интерстициальной ткани лёгких. Альвеолиты подразделяют на… | |
Синдром срыгивания и рвоты. Недостаточность кардии. Кардиоспазм. Пилороспазм. Метеоризм. Острый гастрит. Вторичные (симптоматические) рвоты Синдром срыгивания и рвоты возникает у 2/3 новорождённых и может привести к аспирации и аспирационной пневмонии, асфиксии, а также дегидратации, нарушению… | |
Пролапс митрального клапана у детей Пролапс митрального клапана — прогибание одной или обеих створок митрального клапана в полость левого предсердия во время систолы левого желудочка. Это одна из… | |
Гемолитические анемии, связанные с внутренними аномалиями эритроцитов. Болезнь Минковского-Шоффара. Недостаточность глюкозо-6-фосфат дегидрогеназы. Талассемии. Серповидноклеточная анемия. Мембранопатии Наиболее частый вариант мембранопатий в Украине — наследственный сфероцитоз, или болезнь Минковского-Шоффара . Распространённость… |
|
Тромбастения Глянцманна. Симптомы. Диагностика. Лечение. Тромбастения Глянцманна — наследственное заболевание, характеризующееся качественной неполноценностью тромбоцитов при нормальном их содержании и… |
|
Транзиторные изменения кожных покровов Родовая опухоль — отёк мягких тканей предлежащей части. Иногда на месте родовой опухоли обнаруживают мелкие элементы геморрагической сыпи. Исчезает… |
|
Гипертрофия миндалин Гипертрофия миндалин у детей – это патология, которая характеризуется увеличением размеров миндалин. Последнее время случаи заболевания участились…. | |
Рахитоподобные заболевания Рахитоподобные заболевания отличаются от рахита этиологией, но имеют фенотипическое сходство с ним (деформации скелета), в основе которого лежит… |
|
Врождённые энзимопатии и экссудативная энтеропатия — целиакия, дисахаридазная недостаточность. Симптомы. Диагностика. Принципы лечения. Наиболее распространённые врождённые энзимопатии ЖКТ — целиакия и недостаточность дисахаридаз. |
|
Диагностика болезней сердца у детей Американская Академия Педиатрии (ААП) советует детей с повышенным уровнем холестерина в крови начинать лечить еще в 8-летнем возрасте. Некоторым детям ААП… |
Оценка по шкале Апгар
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар проводится на 1 и 5-й минуте жизни. Обычно низкая оценка на 1-й минуте обнаруживает новорожденных, нуждающихся в реанимационных мероприятиях; а оценка на 5-й минуте свидетельствует об эффективности этих мер.
Большинство новорожденных на 1-й минуте жизни имеют оценку 7-8 баллов по шкале Апгар (наблюдается легкий акроцианоз вследствие переходного кровообращения и снижение мышечного тонуса). Оценка 4-6 баллов свидетельствует о асфиксии средней степени, 0-3 балла — о тяжелой асфиксии. Оценку 10 баллов на 1-й минуте жизни имеют только 15% новорожденных.
На 5-й минуте жизни оценка по шкале Апгар обычно повышается до 8-10 баллов. Если на 5-й минуте оценка по шкале Апгар менее 7, дополнительно проводят оценку новорожденного каждые 5 мин в течение 20 мин.
Для стимуляции активности новорожденного нежно потирают его туловище, спинку, конечности и легко похлопывают по подошвам. Другие методы стимуляции недопустимы в связи с опасностью травмы новорожденного.
В случае тяжелой асфиксии (0-4 балла по шкале Апгар) выполняют повторное отсасывание слизи и искусственную вентиляцию легких со 100%-м кислородом. При подозрении на аспирацию околоплодных вод сразу после рождения головки (до рождения туловища!) тщательно отсасывают содержимое глотки, трахеи, выполняют интубацию трахеи и оксигенацию с положительным давлением кислорода (100%-й кислород).
Первичный туалет новорожденного заключается в обработке глаз 30% раствором сульфацил натрия (профилактика офтальмобленореи). На расстоянии 0,5-0,8 см от пупочного кольца накладывают зажим, культю пуповины обрабатывают 5% раствором йода и накладывают марлевую повязку. Первичная обработка кожи новорожденного заключается в удалении творожистого масла, остатков крови, мекония, слизи ватным тампоном, орошений стерильной маслом. После окончания первичного туалета новорожденного измеряют его рост от макушки до пят, массу тела, окружность головки (согласно прямому диаметру) и окружность плечиков. На ручки надевают браслеты с указанием фамилии матери, пола ребенка, номера истории родов, даты и времени рождения.
Оценка новорожденного по шкале Апгар
Параметры |
Оценка, баллы |
||
1 |
2 |
||
Сердцебиение |
Отсутствующее |
До 100 уд/мин |
Более 100 уд/мин |
Дыхание, крик |
Отсутствующие |
Брадипное, аритмичное дыхание, слабый крик |
Дыхание нормальное, громкий крик |
Мышечный тонус |
Тонус слабый, конечности вялые, свисают |
Тонус уменьшен, конечности несколько согнуты |
Активные движения |
Рефлексы (реакция на отсасывание, раздражение подошв) |
не определяется |
Гримасса |
Кашель, чихание, плач |
Оттенок кожи |
Генерализованная бледность или цианоз |
Розовое тело, синие конечности |
Розовый |
При недоношенности дополнительно осуществляют оценку степени дыхательных расстройств по шкале Сильвермана-Андерсена каждые 6 ч после рождения в течение 1-2 дней или до ликвидации дыхательных расстройств.
Доношенный новорожденный имеет гестационный возраст > 37 нед, масса тела обычно > 2500 г, рост (от макушки до пят) > 45 см и в среднем составляют соответственно 3500 ± 500 г и 50 ± 5 см. Высота головки равен 1/4 длины тела новорожденного; окружность головки 34-36 см, окружность груди — 32-34 см. Доношенный новорожденный громко кричит, у него активные движения, выраженный мышечный тонус и ссальний рефлекс.
Кожа розовая, эластичная, покрыта пушковыми волосами (преимущественно на плечевом поясе), подкожный слой хорошо развит. Ушные раковины и хрящи носа упругие, ногти твердые, выходят за край ногтевого ложа. Пупок располагается посередине между лобковым симфизом и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.
08 Дек Развитие новорождённого на первом году жизни.
Posted at 21:44h
in Справочник
by
Средний вес новорожденного ребенка колеблется от 3000 до 4000 г при нормальном сроке беременности в 38–40 недель. Рост ребенка при этом обычно от 46 до 56 см.
Ребенок массой меньше 3 000 считается маловесным, а при массе свыше 4000 г – крупным. Мальчики по статистике, обычно на 100–300 г тяжелее, чем девочки.
В первые несколько суток происходит так называемая физиологическая убыль массы тела. У здорового и доношенного ребенка она может составлять до 10 % массы тела при рождении. Происходит это вследствие большой потери жидкости ребенком через кожу и при дыхании при недостаточном поступлении жидкости внутрь. Однако, при правильном уходе и вскармливании, уже к 5–7 дню масса тела полностью восстанавливается.
В дальнейшем нарастание массы тела в течение года происходит по следующей схеме:
1-й месяц 600 г;
2–3 месяцы – по 800 г;
каждый последующий на 50 г меньше, чем предыдущий (750; 700; 650 и т.д.).
Вы можете сверить данные с таблицей, приведенной ниже. По ней можно легко вычислить рост и вес ребенка.
Возраст, мес | Нормальная прибавка в весе за месяц, г | Нормальная прибавка в весе за истекший период, г | Нормальная прибавка роста за месяц, см | Нормальная прибавка роста за истекший период, см |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
600
800 800 750 700 650 600 550 500 450 400 350 |
600
1400 2200 2950 3650 4300 4900 5450 5950 6400 6800 |
3
3 2,5 2,5 2 2 2 2 1,5 1,5 1,5 1,5 |
3
6 8,5 11 13 15 17 19 20,5 22 23,5 25 |
Характерно, что и дети, рожденные с большим весом, и дети, вес которых при рождении был ниже нормы (включая недоношенных), если ребенок здоров, обычно через 4–5 месяцев примерно сравнивается.
Конечно, наследственность имеет значение, и если малыш унаследовал высокий рост от родителей – естественно, он может быть немного выше сверстников. Но это, как и обратный процесс, не говорит ничего о том, каким вырастет ребенок. Дети растут и развиваются неравномерно.
Гедоническое влияние на аппетит
Если бы аппетит контролировался только гомеостатическими механизмами, мы ели бы только для удовлетворения потребности в пищи, что явно не так. В дополнение к гомеостатическим путям, гипоталамус получает входные сигналы от коры и зон вознаграждения в лимбической системе («гедонические» пути), связанные со зрением, запахом и вкусом пищи, наряду с эмоциональным и социальными факторами, которые объединяются для влияния на потребление и траты энергии. Гедонические пути могут перенастраивать гомеостатическую систему, увеличивая желание потреблять вкусные, высококалорийные продукты питания, даже когда запасы энергии и обеспечение пищей в изобилии.
Получены подтверждения существенного взаимодействия между гомеостатическим и гедоническим путями регуляции аппетита. Показано влияние лептина на пути вкуса и вознаграждения (39 – 41), грелин стимулирует мезолимбический дофаминергический путь и увеличивает потребление сладких продуктов (42, 43). Кроме того, стимуляция каннабиноидных рецепторов 1 (CB 1), которые широко распространены в ядрах гипоталамуса и стволе мозга, как известно, имеет решающее значение в гомеостатическом контроле аппетита (44), увеличивая не только потребление пищи, но и предпочтение вкусных продуктов (45), что показывает влияние на приём пищи через не-гомеостатические пути вознаграждения.
Ось гипоталамус-гипофиз-щитовидная железа
В нормальных условиях тиротропин-высвобождающий гормон (TRH), выделяемый паравентрикулярными ядрами гипоталамуса, вызывает секрецию тироид-стимулирующего гормона (TSH) в передней чести гипофиза, в результате щитовидная железа производит и выделяет тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3). Т4 конвертируется в более биологически активный Т3 в периферических тканях мишенях. Тироидные гормоны играют важную роль в расходовании энергии (84, 85). Взрослые, получающие Т4 в качестве заместительной терапии при гопотироидизме, REE существенно отрицательно коррелирует с TSH. И это проявляется при небольших изменениях дозы тироксина, даже когда уровни тироидных гормонов поддерживаются в пределах нормальных значений (84). Часть этого увеличения REE возможно вызвано разобщением процесса дыхания в митохондриях скелетных мышц, которое происходит при повышении уровней тироидных гормонов в кровотоке (86)
Важность тироидных гормонов для адаптивного термогенеза продемонстрирована на крысах с удалённой щитовидной железой, проявляющих снижение температуры при попадании на холод. Замещение Т4 предотвращало этот эффект, если не блокировалось преобразование Т4 в Т3 в бурой жировой ткани (87)
Ограничение энергии в большинстве случаев подавляет ось гипоталамус-гипофиз-щитовидная железа, что проявляется в уменьшении секреции TSH в ответ на TRH, понижении циркулирующих TSH и Т3, а также увеличении продукции неактивного rT3, с вариабельным влиянием на свободный и общий Т4 (72, 88 – 93). Изменения в Т3, rТ3 и Т4 возвращаются к исходному уровню при поддержании пониженного веса в некоторых (90, 91, 94, 95), но не во всех (72, 96) исследованиях.
Профилактика отклонений
С каким весом выписывают из роддома детей? Новорожденный должен иметь массу тела не менее 2 килограмм, перед тем как отправиться домой. Это нужно для того чтобы малыш сумел самостоятельно существовать и регулировать свою температуру тела. Ребенка выписывают из роддома только тогда, когда у него нет проблем с питанием и терморегуляцией.
Для того, чтобы предотвратить аномальное снижение веса, необходимо следовать некоторым советам докторов. Нужно допаивать малыша кипяченой очищенной водой. Если ребёнок появился на свет в жаркий период года, необходимо давать его первый месяц приблизительно 100 г воды в сутки. Когда на улице не очень тепло, вполне достаточно будет материнского молока.
Детей на искусственном вскармливании в любом случае нужно поить. Для оказания первой помощи при дегидратации, следует иметь дома электролитическое средство такое как, Humana электролит, Регидрон или бутылку содовой минеральной воды в холодильнике.
Гомеостатическое регулирование
Основным регионом мозга, ответственным за контроль гомеостаза потребления пищи являются дугообразные ядра гипоталамуса (ARC). В пределах ARC существуют разные, взаимодействующие между собой группы нейронов, с противоположным влиянием на энергетический баланс. Нейроны, секретирующие нейропептид Y (NPY), и агути-связанный пептид (AgRP) стимулируют потребление пищи, в то время, как нейроны, выделяющие проопиомеланокортин (POMC), вызывают противоположный эффект. Проекции ARC распространяются в другие регионы гипоталамуса, включая паравентрикулярные ядра (PVN), где выделяются тиротропин-высвобождающий гормон (TRH), кортикотропин-высвобождающий гормон (CRH) и окситоцин (подавляют голод), а также латеральный гипоталамус, являющийся источников меланин-концентрирующего гормона (MCH) и орексинов (вызывают голод).
Таблица 1
Гормоны и пептиды, участвующие в регуляции аппетита
Локализация |
Анорексигенные |
Орексигенные |
---|---|---|
Центральные | ||
Гипоталамус |
POMC (13) Несфатин-1 (15) TRH (17) CHR (19) Окситоцин (21) Серотонин (23) Гистамин (25) Урокортин (26) |
NPY (14) AgRP (16) Орексины/гипокретины (18) MCH (20) Эндоканнабиноиды (22) Опиоиды (24) |
Периферические | ||
Желудочно-кишечный тракт |
ССК (27) GLP-1 (29) PYY (30) Оксинтомодулин (31) Энтеростатин (32) Бомбезин (33) Урогуанилин (34) |
Грелин (28) |
Поджелудочная железа |
Амилин (35) Инсулин (36) РР (37) |
|
Жировые клетки | Лептин (38) |
Периферические сигналы, отражающие краткосрочный и долговременный баланс энергии, двигаются к центру и влияют на относительную активность двух кругов ARC. Гормоны лептин (из жировой ткани) и инсулин (из поджелудочной железы) регулируют долговременный энергетический баланс, тогда как сигналы кратковременной регуляции поступают в мозг от одного приёма пищи до другого и включают гормоны желудочно-кишечного тракта и поджелудочной железы: грелин, холецистокинин (ССК), глюкагоноподобный пептид- 1 (GLP-1), амилин, панкреатический пептид (РР) и пептид YY (PYY), плюс многие, которые ещё предстоит описать (Таблица 1). Эта периферическая информация передаётся с кровотоком и посредством блуждающего нерва в гипоталамус и заднюю часть мозга (а также регионы ствола и ядро одиночного пути). Через эти регионы проходят реципрокные пути, позволяющие интегрировать сигналы, регулирующие потребление пищи и расход энергии (рисунок 1.) (12). Регуляция гомеостаза поддержания массы тела обсуждается подробней в другом месте (11).
Рисунок 1. Отдельные пути, участвующие в регулировании массы тела.
CART – кокаин- и амфетамин-регулируемые транскрипты; αMSH – α-меланоцит-стимулирующий гормон. Рисунок воспроизведён по: Proietto J. Why is treating obesity so difficult? Justification for the role of bariatric surgery. Med. J. Aust. 2011;195(3):144–146.
Развитие детей по месяцам
В первый год жизни каждый ребенок получает определенные навыки и развивает умения, которые происходят примерно одинаково у всех.
Как должен развиваться ребенок?
1-й месяц. Преобладает сгибание в суставах рук и ног; лежа на животе, поворачивает голову в стороны; движения в конечностях (сгибания и разгибания) некоординированные, симметричные; крик громкий, не болезненный; к концу 1-го месяца жизни ребенок кратковременно, на несколько секунд, приподнимает голову, лежа на животе; начинает прослеживать за движущейся игрушкой глазами.
2-й месяц. Увеличивается объем движений в конечностях; отводит руки в стороны, разжимает кулачок; лежа на животе, более продолжительное время удерживает голову, начинает удерживать ее в вертикальном положении, но еще не постоянно (“болтающаяся голова”). Тонус в конечностях становится менее напряженным, нет сопротивления при разгибании конечностей. Лучше фиксирует взор на неподвижном предмете, за предметом начинает прослеживать с поворотом головы. Гулит, улыбается — поворачивает глаза в сторону источника звука.
3-й месяц. Поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо удерживает голову в положении лежа на животе, начинает опираться на вытянутые вперед предплечья, удерживает голову в вертикальном положении, оживляется при виде матери, узнает ее. Следит за игрушкой с поворотом головы и глаз, произвольно захватывает рукой доступный предмет. Гулит — дольше тянет гласные звуки, поворачивает го-лову в сторону источника звука.
4-й месяц. Начинает поворачиваться на бок; лежа на животе, приподнимает на руках верхнюю часть туловища, при потягивании за руки — присаживается. Узнает близких; выражен комплекс оживления при виде родителей, бутылочки с молоком; активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, хватает руками игрушки, рассматривает их. Смеется, громко и протяжно произносит гласные и согласные звуки.
5-й месяц. Поворачивается со спины на живот; лежа на животе, вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.
6-й месяц. Поворачивается с живота на спину, начинает сидеть при поддержке за одну руку, затем — самостоятельно. В 5—6 месяцев появляется лепет: произносит отдельные слоги, начинает понимать речь окружающих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7-й—8-й месяцы. Устойчиво сидит, начинает садиться сам, встает на четвереньки, при поддержке встает на ноги. Движения рук становятся более целеустремленными, хлопает в ладоши. Ищет взглядом нужный предмет, хорошо различает взрослых. Понимает интонацию, слова, обозначающие предметы и действия. Повторяет слоги.
9-й—10-й месяцы. Встает на колени, на ноги у опоры, передвигается возле нее; ползает, пытается стоять самостоятельно. Движения более координированы. Берет предметы двумя пальцами. Разбрасывает и собирает игрушки, с помощью взрослого пользуется ложкой, повторяет движения взрослых, находит называемые (наиболее употребляемые) предметы, любимые игрушки. Произносит отдельные слова (мама, папа). Выполняет простые требования, понимает запреты, сознательно пользуется горшком.
11-й – 12-й месяцы. Ходит у опоры, при поддержке за одну руку, кратковременно стоит без поддержки, начинает ходить самостоятельно. Знает схему тела, названия многих предметов, выполняет инструкции взрослых, самостоятельно ест ложкой. К году жизни ребенок произносит до 10—12 слов.