Эдипов комплекс у мальчиков

О происхождении неврозов и депрессий

представляет из себя череду неизбежных травм для ребенка. При этом ребенок травмируется самыми значимыми для него людьми, которых он любит и которые для него являются авторитетами – это родители, воспитатели, учителя. Чтобы спасти свою любовь к ним и их авторитет – ребенок забывает о своих травмах (см. ). И эти тяжелые чувства, связанные с этими травмами, продолжают существовать в нашем бессознательном, исподволь отравляя нашу жизнь (См. ).

Также, как нога, сломанная в детстве, может потом болеть всю жизнь и вызывать хромоту – также и детские травмы вызывают череду хронических неудач в жизни, невроз и депрессию, но причина душевных болей уже .

Как выглядят отошедшие воды?

Письма Деду Морозу от взрослых

Состав

Есть ли выход?

Если в подобных случаях ситуация затягивается, то она, увы, чаще всего заканчивается весьма неблагоприятно, вплоть до опасности расширенного суицида (когда страдающий юноша убивает мать, а потом и самого себя). Поэтому основной рекомендацией здесь может быть следующая: мать, набравшись душевных сил, должна попытаться зацепиться за любую возможность, способную помочь ей разорвать порочный круг, прервать эти кровосмесительные отношения. Этому может в немалой степени поспособствовать и появление у нее адекватного любовника, а еще лучше – брачных отношений. Тогда все еще может встать на свои места.

Оправданна также надежда на военную службу сына или учебу вдали от дома, тогда связь может быть расторгнута естественным путем

Но, пожалуй, самое главное – необходимость обратить внимание на особенности психики молодого человека, который оказался склонным к весьма необычным эмоциональным проявлениям в психотравмирующей стрессовой ситуации

И конечно же, лучше всего при самых первых проявлениях эдипова комплекса обращаться за советом и помощью к соответствующему специалисту. Это можно сделать, даже не раскрывая главной интимной тайны, ведь опытный специалист – психолог, психотерапевт или суицидолог – наверняка и сам многое поймет и проведет необходимое лечение в деликатной форме.

Рисовая каша с молоком. Рисовая каша на молоке

Наверно вы прекрасно знаете, как сварить рисовую кашу на молоке. Однако, уверена, этот рецепт пригодится молоденьким кулинарам, которые только начинают увлекательное знакомство с кухней. Нежная, ароматная, вкусная и сытная рисовая каша станет отличным завтраком для всей семьи.

Конечно, молочную рисовую кашу можно без проблем приготовить и в мультиварке, но сегодня я подготовила рецепт именно для плиты. Молоко выбирайте любой жирности, крупу берите шлифованную (оно отлично разваривается), а количество сахара и соли регулируйте по своему вкусу. Да, не исключайте сливочное масло — оно делает готовую кашу еще вкуснее!

Приготовление блюда по шагам с фото:

Для приготовления вкусной и ароматной рисовой каши на плите нам понадобятся следующие ингредиенты: молоко любой жирности (я брала 2,5%), питьевая вода, шлифованный или круглозерный рис, сахарный песок, соль и сливочное масло.

Первым делом нужно промыть рисовую крупу (200 граммов) в холодной воде. Моем, тщательно перетирая пальцами, меняя воду, пока та не станет прозрачной. Как правило, советуют мыть рис в семи водах, но я обычно не считаю. А вы?

Засыпаем в нее рисовую крупу, ставим на средний огонь и доводим до кипения. После этого делаем минимальный нагрев и готовим рис под крышкой, пока вода практически полностью не выпарится. Время приготовления риса может отличаться.

Наливаем в кастрюльку 500 миллилитров молока и добавляем четверть чайной ложки (хорошая такая щепотка) соли. Молоко советую предварительно подогреть, чтобы не останавливать термическую обработку крупы.

Периодически помешивая, чтобы не подгорела, варим рисовую кашу еще минут 10-15 после закипания молока.

Добиваемся желаемой густоты каши и добавляем 1 столовую ложку сахара. Перемешиваем и варим рисовую кашу еще минуты 3-4.

Выключаем огонь и добавляем 50 граммов сливочного масла. Как вариант, можно положить по кусочку масла в тарелки с горячей кашей.

Нежная, ароматная, вкусная и сытная рисовая каша станет отличным завтраком для всей семьи. Готовьте на здоровье и приятного вам аппетита, друзья!

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: «мертвых», как например дедушки, никогда нет, они .»
(“Толкование сновидений”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику «желания смерти» ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

« в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)

То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.

«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)

Как проводится психоанализ?

Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет пациента в бессознательном состоянии – как же человеку познать свое бессознательное?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, а также рассказывать о своих проблемах, опасениях и страхах. Запретных тем нет

Можно говорить без опаски,  потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Поэтому можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ, а психоаналитик – только психоаналитик

И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом).

Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым, настоящим и будущим, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая называется психоаналитической ситуацией.

Свободные ассоциации

Метод свободных ассоциаций – основное открытие Фрейда, сделанное совместно с его учителем . Это открытие естественной потребности любого человека говорить то, что приходит в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что приходит ему в голову… До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.

В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову ().

Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды – культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого – неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой, что составляет синдром, называемый депрессией.

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь, не думая. Легче это делать лежа на кушетке. Психоаналитик сидит вне поля видимости пациента, слышен только его голос. А если Вы не видите психоаналитика, значит его, как бы, и нет – поэтому легче говорить все, что приходит в голову.

Психоаналитик, также как случайный попутчик, внимательно Вас слушает (психоаналитик и есть, в каком-то смысле случайный попутчик, если пациент случайно забрел на его сайт в интернете). Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, так и не успев ничего сказать. Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете – и если Вы с ним договорились, что он будет Вас ждать по вторникам и пятницам в 19:30 – Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет. , что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего в самый важный момент.

Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить подавленную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как происходило в детстве, и как происходит во взрослой жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно  – проанализировать причины .

::

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – это еще не психоанализ.

А что делает психоаналитик?

Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит

Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также интерпретирует, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это основная составляющая техники психоанализа

Психоанализ – это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.

Психоанализ – это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?Почему это происходит?

Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа.

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит и почему это происходит, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:

Что делать?

Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать? Это должно быть свободным решением пациента.

Интерпретации

Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает интерпретацию.

Интерпретации бывают трех уровней

На первом уровне ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется анализом . На этом уровне находят ответ на вопрос: Что происходит?

ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется генетическими реконструкциями. На этом уровне находят ответ на вопрос: Почему это происходит? (Подробнее о реконструкциях см. в примере .)

На третьем уровне обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика (что переносится на его фигуру), и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется анализом переноса. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами: Что происходит? и Почему это происходит? (См. также , , , и )

Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией.

Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу (Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации. Полная интерпретация является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является основной задачей психоанализа.

Чем опасна несвоевременная госпитализация беременных женщин

Каждая пятая будущая мама находится в группе риска по различным показателям и госпитализации этим женщинам избежать не удаётся. А бывают прежде здоровые беременные, которые не хотят вызывать скорую лишний раз или ехать после облегчения в роддом, хотя симптомы серьёзные. Кроме плановых существуют экстренные причины лечь в больницу, отказываться от пребывания на стационарном лечении нельзя ни в коем случае. Риски при несвоевременной госпитализации беременных:

  • самопроизвольный аборт;
  • преждевременные роды;
  • отсутствие возможности оказать квалифицированную помощь в «полевых условиях»;
  • внутриутробная гибель плода;
  • отравление организма при разложении замершего эмбриона;
  • разрыв внутренних органов, в которых развивается внематочная беременность;
  • летальный исход матери и ребёнка при критичной форме гестоза — эклампсии;
  • задержка развития плода в результате гипоксии;
  • отёк Квинке;
  • отслойка плаценты, несущая опасность для сохранения беременности.

Своевременная госпитализация увеличивает шанс доносить беременность и дарит возможность матери и ребёнку получить помощь врачей и аппаратуры в случае необходимости

Кроме вышеперечисленных опасностей встречается индивидуальное развитие событий. Не исключена депрессия из-за неверно принятого решения об отказе от госпитализации. Стремительные роды у женщин, которые наивно полагают, что имеют массу времени в запасе, застают врасплох и роженицу, и медиков.

Я лично знаю женщину, живущую в трёх минутах ходьбы от нашего городского роддома, но родившую в карете скорой помощи. Даже в трудные годы «скорая помощь» к роженицам у нас приезжала в кратчайшие сроки, а не довезли до родзала. Всё закончилось благополучно, но каких нервов это стоило всем героям истории.

Почему важно состыковать сабвуферы и мидбасом правильно?

Супер-Эго

По мнению Фрейда, именно благодаря страху кастрации к пяти годам происходит Эдипова комплекса, в результате чего формируется совершенно новая инстанция психики ‒ Супер-Эго:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто , он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Выражаясь проще, мальчик перестает сексуально претендовать на мать (отказ от либидинозных привязанностей), заменяет сексуальное влечение к матери на нежность (десексуализация), осваивает творческую деятельность, что характерно для детей от пяти лет (сублимация).

Выражаясь еще проще, мальчик смещает вектор борьбы за внимание матери с откровенных требований в адрес матери и агрессии в адрес отца на деятельность, могущую заслужить восхищение матери и признание отца ‒ творчество во всех видах, доступных в этом возрасте, и обучение (сублимация). Можно сказать, что эдипальное поражение толкает ребенка к развитию (сублимации), а эдипальная победа, напротив, лишает стимулов к развитию.. можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей

Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в )

можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей. Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в ).

«Супер-Эго ‒ репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”. Фрейд)

При этом Супер-Эго остается бессознательным и только частично осознается в виде чувства морали, когда взрослый человек интуитивно понимает что такое хорошо и что такое плохо, но сам не в состоянии вразумительно объяснить, почему . Это чувство, сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни, и мы называем это чувство совестью.

«Но если мы себя спросим, чего же Эго опасается со стороны Супер-Эго, то приходится остановиться на мысли, что наказание со стороны Супер-Эго представляет собой продолжение наказания кастрацией. Подобно тому, как Супер-Эго воплощает ставшего безличным отца, так и тревога перед, исходящей от последнего, угрозой кастрации превратилась в неопределенную социальную тревогу или тревогу перед своей совестью
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Таким образом, по мнению Фрейда, получается, то, что мы называем совестью ‒ есть результат страха кастрации.

Религиозное чувство или то, что признается божественным источником всех человеческих добродетелей, Фрейд также считает результатом формирования Супер-Эго:

«…Мы можем давать следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо ‒ мы отвечаем: конечно, и вот это и есть высшее существо ‒ это Супер-Эго…»
(“Я и Оно”)

Религия и мораль филогенетически в поколениях приобретаются в результате преодоления позитивного Эдипова комплекса. Как Фрейд описывает в “Тотем и табу”, заповедь «не убей» уходит своими истоками к заповеди «не убей своего отца«. Также как заповедь «не пожелай жены ближнего своего» можно свести к запрету желать мать. А заповедь почитать отца и мать прямо нас отсылает к преодолению Эдипова комплекса.

В результате преодоления и распада Эдипова комплекса мальчик начинает становиться взрослее, потому что теперь в его психике неизменно присутствуют родители. Их образы включаются не только в Супер-Эго, но и в само Эго (Я) ребенка, что продолжает формирование идентичности.

Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Психоанализ – это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.

Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.

Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.

Может казаться, что только с помощью гипноза возможно «заглянуть» в глубины психики. Но это не так.

::

Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря , который в своей работе использовал гипноз (см. ). Фрейд являлся учеником Брейера и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался (см. ).

Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа (см. ).

Психоанализ и всегда проводятся в бодрствующем состоянии пациента (). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активность пациента.

Что делать, если отошли воды?

Бисексуальность

Фрейд следующим образом описывает формирование выбора сексуального объекта или, говоря иначе, полового предпочтения, в рамках позитивного Эдипова комплекса:

«Выбор сексуального объекта находит свое выражение обычно уже по отношению к родителям; естественное предрасположение устраивает так, что отец балует дочь, а мать ‒ сына, в то время как оба они там, где влияние их пола не омрачает чистоты их суждения, с одинаковой строгостью относятся к воспитанию детей. Ребенок замечает предпочтение и восстает против того из родителей, который противится такому баловству.»
(“Толкование сновидений ”)

Соответственно, если папа балует сына, а мать ‒ дочь, формируется противоположная ориентация, названная Фрейдом негативным Эдиповым комплексом.

Но Фрейд не удовлетворяется «просто» баловством родителей при формировании сексуальных предпочтений ребенка и идет дальше. Еще в Очерках по теории сексуальности Фрейд обосновывает возможность гомосексуального выбора или, как он выражается, инверсии, которая и создает возможность для формирования негативного Эдипова комплекса. Исходя из умозаключения, что «половое влечение, вероятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям», Фрейд делает вывод «об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».

Исходя из своей «старой» идеи о бисексуальности Фрейд меняет свой взгляд на природу амбивалентности:

«Возможно, что и амбивалентность, констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки соперничества, как я это .»
(“Я и Оно”)

Так Фрейд отходит от определения амбивалентности как «просто» ситуации . Этим Фрейд последовательно продолжает свою линию примата сексуальности, которую он назвал . Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что если сказать: мальчик испытывает противоречивые, амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны ненависть, а с другой любовь ‒ то под любовью теперь Фрейд понимает только сексуальную любовь, то есть либидо.

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким ‒ позитивным и негативным, в соответствии с бисексуальностью ребенка. Например, у мальчика, не только амбивалентная установка к отцу и нежное отношение к матери, но одновременно он и ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери.»
(Там же)

Так Фрейд, исходя из природы врожденной бисексуальности, выводит понятие полного Эдипова комплекса. При этом, уже получается, что мальчик испытывает к отцу пассивно-гомосексуальные стремления: «ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку», ‒ а не «просто» испытывает любовь и восхищение.

Для девочек гомосексуальный выбор не оказывается конфликтным, о чем мы будем говорить в одной из следующих . Но для мальчика «любовь» к отцу вызывает новую волну (описанного в предыдущей статье), по той причине, как считает Фрейд, что это мальчика наводит на мысль, что для того, чтобы его «любил» отец, он должен лишиться пениса.

На этом этапе развития истории мальчика и девочки радикальным образом расходятся.

примечания

показывает, что желание смерти, возникающее у ребенка, не означает желание смерти во «взрослом» смысле этого слова. Это расходится с содержанием мифа об Эдипе, в котором происходит реальное убийство. В “Тотем и табу” Фрейд прямо пишет про убийство отца в строгом смысле этого слова. Поэтому, Эдипов комплекс, все же, ассоциируется с кровавыми намерениями ребенка в адрес своего родителя. Поэтому Эрих Фромм особо подчеркивает в связи с этим:

«Маленький мальчик не понимает, что значит смерть, и на самом деле он говорит: “Я хочу, чтобы папа ушел, чтобы мне досталось все твое внимание”. Сделать вывод, что сын глубоко ненавидит отца, настолько, что желает ему смерти, значит не учитывать специфики воображаемого мира ребенка и разницы между ним и взрослым.»
(“Величие и ограниченность теории Фрейда”). «, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

«, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

Прафантазии

Фрейд первоначально объяснял возникновение страха кастрации у мальчика в результате подглядывания за девочками и угрозами со стороны взрослых в процессе мастурбации.

«У мальчика комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнал, что столь высоко ценимый им член не обязательно должен быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, занимаясь своим членом, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации.»
(“Введение в психоанализ”)

Вы меня спросите, как может возникнуть кастрационный страх, если мальчик никогда не видел женских гениталий и ему никогда не грозили кастрацией? Значит, страх кастрации не носит повсеместный характер? Фрейд, судя по всему, тоже озадачивался этим вопросом и нашел для него универсальное решение, введя понятие бессознательной фантазии или прафантазии:

«Я полагаю, что эти прафантазии ‒ …являются филогенетическим достоянием. Индивид выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени, где его собственное переживание становится слишком рудиментарным. Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, ‒ совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде. У нас неоднократно возникало подозрение, что психология неврозов сохранила для нас из больше, чем все другие источники.»
(там же)

Благодаря этому фундаментальному допущению теперь оказалось неважным не только доказывать существование угрозы кастрации в индивидуальной истории пациента как причины страха кастрации, но также выявлять , отдав их на откуп прафантазиям ‒ тогда как ранее Фрейд видел в качестве причины развития невроза реальное совращение ребенка взрослым или как результат наблюдения ребенком полового акта родителей.

4 Пишем письмо Деду Морозу – образец третий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector